6 июня 2016 года исполняется 217 лет со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Вклад Пушкина в развитие русской литературы, национальной и мировой культуры огромен. Поэт стал родоначальником новой русской литературы, создателем современного русского языка, основоположником отечественной литературы для детей.
Его творчество многогранно. Оно включает стихи и повести, поэмы и романы, сказки и публицистические исследования, содержащие глубокое осмысление российской действительности начала XIX века, размышления о различных вопросах человеческой жизни. Таких, как взаимоотношение народа и власти, государства и личности, роли личности и народа в истории, границах индивидуализма и личной свободы, смыслах бытия, жизни и любви, смерти и бессмертия. Сюжеты для многих своих произведений поэт находил в переломных событиях русской истории.
И, конечно же, пугачевщина, Пугачевский бунт, эта беспощадная крестьянская война, охватившая в 70-годы XVIII столетия ряд губерний Центральной России, Поволжья и Урала, и также беспощадно и жестоко подавленная правительственными войсками, не могла не привлечь его внимание.
В КГКУ «Государственный архив Красноярского края» (http://красноярские-архивы.рф/gosudarstvennyi-arkh/)на хранении находится ряд документов о Пугачевском восстании. Сравнивая их и текст пушкинского произведения, можно лучше понять отношение поэта к этим сложным страницам отечественной истории, а также к самому Пугачеву, самобытному и противоречивому народного предводителю.
Виртуальная выставка «А.С.Пушкин и Пугачевский бунт» приурочена ко дню рождения великого русского поэта, объявленного в нашей стране Пушкинским днем России.
Текст к выставке «А.С. Пушкин и Пугачевский бунт. К 180-летию написания романа «Капитанская дочка».
1-3 слайд
6 июня 2016 года исполняется 217 лет со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Вклад Пушкина в развитие русской литературы, национальной и мировой культуры огромен. Поэт стал родоначальником новой русской литературы, создателем современного русского языка, основоположником отечественной литературы для детей.
4 слайд
Его творчество многогранно. Оно включает стихи и повести, поэмы и романы, сказки и публицистические исследования, содержащие глубокое осмысление российской действительности начала XIX века, размышления о различных вопросах человеческой жизни. Таких, как взаимоотношение народа и власти, государства и личности, роли личности и народа в истории, границах индивидуализма и личной свободы, смыслах бытия, жизни и любви, смерти и бессмертия. Сюжеты для многих своих произведений поэт находил в переломных событиях русской истории.
5 слайд
И, конечно же, пугачевщина, Пугачевский бунт, эта беспощадная крестьянская война, охватившая в 70-годы XVIII столетия ряд губерний Центральной России, Поволжья и Урала, и также беспощадно и жестоко подавленная правительственными войсками, не могла не привлечь его внимание.
6 слайд
В начале 1833 года Пушкин приступает к изучению материалов о Пугачевском восстании. Занимается в архиве Генерального штаба, переписывается с очевидцами событий, посещает Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, где работает в провинциальных архивах, опрашивает старожилов, вносит их рассказы в дорожную записную книжку.
Интерес к этой теме настолько велик, что поэт решил посвятить восстанию несколько произведений, в том числе и чисто исторический труд. Работа над этим документальным исследованием продвигалась достаточно быстро, и уже в декабре 1834 года оно было издано под названием "История Пугачевского бунта".
7 слайд
Одновременно Пушкин работает над романом «Капитанская дочка». Первоначально главным героем романа должен был стать Михаил Александрович Шванвич или Шванович, как его фамилия пишется в некоторых документах, – реальное лицо, офицер гренадерского полка, перешедший на сторону Пугачева и впоследствии сосланный в Сибирь.
Однако по мере работы над романом замыслы автора претерпели существенное изменение. Поэта все более и более интересовал именно народный характер движения, и за основу сюжета окончательно было взято некогда услышанное Пушкиным предание о молодом офицере, перешедшем на сторону пугачевцев и помилованном императрицей по просьбе его престарелого отца. При этом в приговоре, вынесенном сподвижникам Пугачева, действительно фигурирует отставной подпоручик Гринев, подозреваемый в связи со «злодеями», но оказавшийся невиновным.
Написание романа затянулось до второй половины 1836 года. Он был напечатан в журнале «Современник» в декабре того же года, незадолго до гибели поэта.
8 – 9 слайды
Изучая Пугачевское восстание, Пушкин, по его же словам, использовал «всё, что было обнародовано правительством касательно Пугачева», и, конечно, не мог не ознакомиться с Высочайшим указом от 10 января 1775 года, объявляющего населению о казни «бунтовщика, самозванца и государственного злодея Емельки Пугачева и его сообщников».
Копии данного Указа и приложенных к нему документов имеются на хранении в Государственном архиве Красноярского края в коллекции, собранной Геннадием Васильевичем Юдиным, красноярским купцом и промышленником, известным библиофилом и издателем.
Сравнивая эти документы с пушкинским произведением, можно лучше понять отношение поэта к такому противоречивому явлению как пугачевщина, а также к самому Пугачеву – человеку, даже после смерти остававшемуся для одних «самозванцем и мучителем», а для других справедливым царем и защитником.
10 слайд
О самом Пугачеве известно и очень много, и одновременно очень мало. Ведь начиная с рождения (по одной из версий он родился в 1740, по другой – в 1742 году), жизнь великого бунтаря была окружена легендой.
Следствием было установлено, что Емельян Иванович Пугачев родился на Дону, в Зимовейской станице. Дед и отец его были казаками той же станицы. Здесь же Пугачев женился первый раз на дочери донского казака Дмитрия Никифорова Софье. От первого брака у Пугачева было трое детей – сын и две дочери.
Во время Прусской и Турецкой войн Пугачев служил простым казаком. Был во 2-й армии при взятии Бендер. Просил отставки, но ему было отказано. В это время его зять был послан на поселение в город Таганрог и, не желая там жить, подговорил Пугачева и других казаков бежать. Когда дело открылось, Пугачев бежал в Польшу, в раскольничьи скиты, где и укрывался. Потом скитался по Малороссии, бежал на Яик и там начал подговаривать местных казаков к побегу на Кубань.
11 слайд
В «Капитанской дочке» история Пугачева начинается именно с этого времени. Сам Пугачев предстает человеком лет сорока, среднего роста, худощавым, широкоплечим, с черной бородой, в которой уже заметна проседь, с живыми, большими бегающими глазами на приятном плутовском лице.
При первой встрече с Гриневым становится ясно, что этот, вроде бы второстепенный персонаж, привезший главного героя на постоялый двор, затерянный в Оренбургской степи, не простой возница, а лицо, вовлеченное в некий заговор. «Хозяин… взглянул ему в лицо: «Эхе, - сказал он, – опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?» Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркой: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камешком – да мимо. Ну, а что ваши?» «Да что наши! – отвечал хозяин.- Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит; поп в гостях, черти на погосте…»
12 слайд
И именно в этот самый переломный в своей судьбе момент Пугачев решает назваться спасшимся императором Петром Федоровичем.
Следствие трактует такое решение однозначно - верил, что отважившиеся на побег казаки выберут его предводителем или атаманом, останутся в его повиновении, и с ними он сможет разбойничать и укрываться от наказания. Однако увидев у одних сильную склонность к злодеяниям, а у других простоту и доверчивость, для укрепления своей власти отважился объявить себя императором.
Для Пушкина вопрос о самозванстве Пугачева более сложный. В течение всего романа он несколько раз обращается к этой теме, ставя её в диалогах Гринева с самим Пугачевым. «Чему ты усмехаешься? – говорит Пугачев Гриневу после взятия Белогорской крепости. – Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо». «Бог тебя знает», – отвечает Гринев; «Но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку». «Так ты не веришь, что я был государь Петр Федорович? Ну, добро. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?»
И снова отсылает поэт к истории Григория Отрепьева уже в другом эпизоде: «Нет, – отвечал он, – мне поздно каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать, как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою».
13 слайд
Также противоречиво поэт рисует и внутренний мир других руководителей восстания, в официальных документах обозначенных как уголовные преступники и изменники. «Полно, Наумыч, – говорит грозный Афанасий Соколов («Хлопуша») Ивану Белобородову, бывшему капралу, а теперь пугачевскому «фельдмаршалу», предложившему повесить Гринева. – Тебе все душить да резать… Разве мало крови на твоей совести». «Да ты что за угодник? - возразил Белобородов. – У тебя-то откуда жалость взялась?» «Конечно, – отвечал Хлопуша, – и я грешен, и эта рука повинна в пролитой христианской крови. Но я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье да в темном лесу, не дома, сидя за печью; кистенем и обухом, а не бабьем наговором».
Со своим предводителем они обращаются по-товарищески, не оказывают ему особого предпочтения среди других, хотя и называют его «Государь» и оставляют за ним окончательное принятие решения. При этом чувствуется сильное влияние Пугачева на этих людей.
Это влияние признавали и лица, осуществляющие следствие. Подчеркивая, что повстанцы творили всюду «неслыханные варварства и бесчеловечия», они не могли обойти стороной тот факт, что несколько раз разбитый правительственными войсками Пугачев, «находя всякий раз способ уйти, вновь собирал толпы» из казаков, «башкирцев», беглых людей, заводских крестьян. При этом костяк повстанческого войска составляли яицкие казаки числом в 200-300 человек, которые «до конца безотлучно почти при нем находились и из воли его, а он из их, не выходили». Отмечались и случаи, когда лица, арестованные за связь с Пугачевым, но прощенные и отпущенные на волю, снова присоединялись к нему, рискуя жизнью.
14 слайд
Конечно, «Капитанская дочка» является художественным произведением. И Пушкин не ставил перед собой задачу полностью описать ход восстания. Сюжетная линия концентрируется вокруг двух событий – начала восстания, ключевым моментом которого является взятие Белогорской крепости, и осады Оренбурга.
В документах, находящихся на хранении в Государственном архиве Красноярского края, говорится, что за возмущение яицких казаков Пугачев был задержан, но до местного начальства еще не дошли сведения, что он уже называл себя покойным императором. Поэтому за простой призыв к бунту он был отправлен в Казань, откуда, подговорив караульного солдата, бежал, вернулся на Яик и уже окончательно объявил себя Петром Третьим. Здесь, на Яике, он поднял восстание, но, не сумев взять Яицкий городок, начал продвижение по Оренбургской линии, и, как говорится в приговоре, «Брав крепостцы частью от оплошности в них находящихся командиров, а частью от слабости сил, живущих в оных престарелых гарнизонных команд».
Именно такую крепость Пушкин описывает и в своем произведении - деревушка, окруженная бревенчатым забором, у ворот которой старая чугунная пушка, а гарнизон состоит из двадцати стареньких инвалидов с длинными косами в треугольных шляпах. И, конечно, при сильной атаке пугачевцев гарнизон, бросив оружие, перестал сопротивляться.
А далее следует важнейший эпизод романа – пугачевский суд. Сам «Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Пленных и жителей приводили на площадь перед комендантским домом. «Они подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу. Гарнизонные солдаты стояли тут же. Ротный портной, вооруженный тупыми своими ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачева, который объявлял им прощение. Не присягнувших офицеров вешали».
Описывая эту сцену, Пушкин недаром акцентирует внимание на обрезании кос у солдат – элемента солдатской формы, пришедшей из прусской армии. В приговоре постоянно подчеркивается связь самого Пугачева с раскольниками: «бежал… в раскольнические скиты, укрывался у раскольников… быв у раскольников». Сам же Пушкин называет Пугачева «донской казак и раскольник». При этом Пугачев живет в простой деревенской избе, оклеенной золотой бумагой, которую восставшие называют дворцом. Тем самым отдельными мелкими штрихами поэтом раскрывается одна из идеологических подоплек бунта – недовольство значительных слоев населения привнесенными с запада порядками, отторжение ими Петербургской России.
15 слайд
Не менее важное место в произведении Пушкина занимает осада Оренбурга, к которому пугачевцы подошли в октябре 1773 года, через месяц после начала восстания. Несмотря на сосредоточение под Оренбургом больших воинских сил, из-за ошибок местного начальства Пугачеву удалось блокировать Оренбург, что вызвало осаду, которая, по словам Пушкина, «была гибельна для жителей, которые претерпели голод и всевозможные бедствия… Все с унынием ожидали решения своей участи, все охали от дороговизны, которая в самом деле была ужасной… в … перестрелках перевес был обыкновенно на стороне злодеев, сытых, пьяных и доброконных. Тощая городская конница не могла их одолеть. Иногда выходила в поле и наша голодная пехота; но глубина снега мешала ей действовать удачно…»
Но осада Оренбурга отразилась и на самом Пугачеве. Основные силы восставших были скованы под городом, что существенно снизило возможность для их наступления в центральном Поволжье. А подход сильной регулярной армии в январе 1774 года вообще вынудил Пугачева уйти на Урал. И хотя после этого было еще несколько лет войны, удачных операций повстанцев и поражений правительственных войск, именно Оренбург, по мнению ряда историков, определил дальнейший исход пугачевского восстания.
А исход этот мог быть только один. Ведь очень разные люди воевали в рядах пугачевцев, многие из них действительно были случайными людьми, готовыми при поражении предать своего предводителя. «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моей головой», - так отвечает Пугачев Гриневу на его вопрос пойдет ли он на Москву. Эти пушкинские строки переплетаются с официальными документами, извещающими, что сообщники и любимцы Пугачева казаки Творогов, Чумаков и Федулев, узнав о манифесте о помиловании её Императорским величеством, раскаялись, связали его и привезли в Яицкий городок.
16 слайд
Но не военные баталии интересуют Пушкина, а сам бунт, по яркому выражению поэта, «бессмысленный и беспощадный». Противостояние, в которое вовлечены в принципе по-своему хорошие люди, совершающие ужасные поступки. «Что это вы с ним сделали? - причитает жена повешенного пугачевцами коменданта Миронова. - Не тронули тебя не штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил свой живот, а сгинул от беглого каторжника». «Унять старую ведьму!» - сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил её саблей по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца. Так описывает автор эти поступки с одной стороны. И это совершает тот Пугачев, который только из-за чувства признательности к совершенно незнакомому человеку, оказавшему ему небольшую услугу, спасет жизнь его и его невесты.
«Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что они успели спасти. Правление было повсюду прекращено: помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасным», - так словами Гринева честно описываются действия правительственных отрядов.
В этом и значение произведения Пушкина, попытавшегося разобраться в одной из нелицеприятных исторических страниц своей страны. На которой, по выражению поэта, встречаются имена Екатерины, Румянцева, двух Паниных, Суворова, Бибикова, Михельсона, Вольтера, Державина. И, конечно, человека, шагнувшего в легенду 10 января 1775 года с эшафота на Болотной площади в Москве, который, узнав в толпе Гринева, «кивнул ему головой, которая через минуту мертвая и окровавленная показана была народу».
В.В. Чернышов,
ведущий архивист
КГКУ «ГАКК»