Изучение истории торговых марок – одно из важных направлений в работе Историко-Генеалогического Центра «Архивное дело». Наши сотрудники разыскивают в архивах по всей России сведения, касающиеся становления и дальнейшей деятельности различных компаний и предприятий, внесших свой вклад в развитие нашей страны и оставивших след в отечественной истории.
Историко-Генеалогический Центр «Архивное Дело» считает своим профессиональным долгом и честью максимально подробно, всесторонне освещать историю отечественной коммерческой отрасли, прослеживая связь современных флагманов российской экономики и их выдающихся предшественников. Мы можем составить историческую летопись большинства старейших компаний, досконально описав их торговые дела, определив круг их клиентов, установив географию их деятельности, приведя биографические данные их владельцев, партнеров, заказчиков, сотрудников, показав значимость этой компании, ее роль в отечественной истории. И, несмотря на то, что эта фирма может оказаться, на первый взгляд, далеко не самой известной, в прошлом наверняка найдется нечто, связывающее ее с именами, которые по праву составляют славу и гордость Великой России.
Хорошо известно, что в прежней, дореволюционной России необычайно широко была развита предпринимательская деятельность. На всей территории нашей огромной страны действовали сотни и даже тысячи лавок, магазинов, торговых домов и рядов, фабрик, заводов и прочих видов коммерческих организаций, выпускавших большое количество самой разнообразной продукции.
Но лишь избранные производители удостаивались присвоения им наиболее почетного в Российской Империи знака качества – звания Поставщика Двора Его Императорского Величества. Получение столь высокого статуса, зримо выражавшегося в виде права размещения на вывесках и товарах малого герба, означало не только престиж и серьезную рекламу, но и требовало от негоциантов соблюдения целого ряда условий: добросовестных поставок Двору «по сравнительно малым ценам» товаров или работ собственного производства в течение 8-10 лет, участия в промышленных выставках, отсутствия наличия рекламаций (претензий, жалоб) со стороны потребителей и многого другого. Более того, звание Поставщика Императорского Двора присваивалось не предприятию, а его владельцу лично, в случае его смены наследнику либо новому руководителю было необходимо получать этот статус заново, «не иначе как с Высочайшего каждый раз соизволения».
Эта замечательная система, берущая начало с 1824 года, успешно действовала под зорким контролем Министерства Императорского Двора вплоть до революции, после которой абсолютно вся деловая жизнь в России была на долгий период прекращена, а ее мэтры сгинули в водовороте большевистской смуты или бежали в вечное изгнание на чужбину. Но история сохранила верную память о славных традициях отечественного предпринимательства и его выдающихся представителях, ясно дав понять, что такое понятие, как русская торговая марка, или, выражаясь языком современным, бренд, по-прежнему известно, актуально и востребовано, без преувеличения, во всем мире, и особенно – уже в нашей, новой, современной России.
В Российском законодательстве первое упоминание о торговых марках датируется XVII веком. В 1667 году был принят "Новоторговый устав", где устанавливались правила о внутренней и внешней торговле, повелевалось обозначать определенные товары клеймом для отграничения российских товаров от иностранных. Кроме этого, клеймо свидетельствовало также об уплате пошлины. В 1774 году был принят "Устав о промышленности", который предусматривал обязательное клеймение всех российских товаров особыми фабричными или заводскими знаками.
Первый закон «О товарных клеймах» был принят в России в 1830 году. По закону владельцы суконных, шляпных, бумажных и других фабрик обязаны были иметь прочные клейма. Подделка чужого клейма рассматривалась как уголовно наказуемое деяние.
В 1896 году вступает в силу закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках, и клеймах)». Товарными знаками признавались «всякого рода обозначения, которые служили отличием одних товаров от других». Свидетельства на товарные знаки выдавались Отделом торговли Министерства торговли и промышленности.
В этот период стали появляться крупные российские бренды, которые со временем приобрели широкую известность. Среди них были: «Жоржъ Борманъ», «Павелъ Буре», «Смирновъ», «Эйнемъ», «Шустовъ», «А. Ралле и Ко», «Василiй Перловъ съ Сыновьями» и другие.