129366, г. Москва, пр-т Мира, д. 150, помещение Ia, этаж 3, офис 38
ПН-ПТ: 10:00 - 19:00

Поиск предков старообрядческого вероисповедания

Специалисты Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело» обладают обширным опытом в области изучения генеалогии старообрядческих семей.

Заказать
Используя разнообразные источники и методики, наши специалисты соберут максимально полные и достоверные сведения по истории старообрядческих общин.
Как проводится исследование
  • Ваше обращение
    Обращение в Историко-Генеалогический Центр «Архивное Дело».
  • Согласование даты и времени проведения консультации
    Согласование с администратором даты и времени проведения консультации в очном формате со специалистом по генеалогии.
  • Заполнение специальной анкеты
    Заполнение специальной анкеты, в которой указываются все известные заказчику сведения по теме предстоящего исследования.
  • Составление плана исследования
    Обсуждение в ходе консультации плана и этапов исследования.
  • Заключение договора
    Заключение договора с детальным перечнем услуг и сметой.
  • Генеалогическая экспертиза
    На первом этапе исследования проводится генеалогическая экспертиза с оценкой перспектив и масштабов поиска. При заключении договора на генеалогическое исследование, скидка 5% от стоимости заказанного исследования.
  • Работа над вашим проектом
    Специалисты проводят поисковую работу в архивах РФ. Один раз в месяц заказчику представляется промежуточный отчет о проделанной работе и найденных сведениях. Отчеты отправляются по электронной почте или в мессенджере Телеграмм, в котором наш Центр создает группу проекта.
  • Завершение проекта
    При завершении работы над Вашим проектом наш Центр представляет полный отчет о результатах поиска, электронные копии найденных источников информации со ссылками на номера дел, описей и фондов хранения документов. Вы получаете максимально развернутую информацию о Ваших предках, их месте рождения и проживания, сословном статусе, вероисповедании. Исследование может быть дополнено сведениями о значимых культурных объектах и исторических событиях, связанных с местами проживания Ваших предков.
  • Результаты
    Результаты исследования будут оформлены в виде брошюры или книги, содержащей всю найденную информацию, включая архивные документы, фотографии мест описываемых событий и Ваше генеалогическое древо с имена предков. При желании можно заказать макет данной книги для офсетной печати. Специалисты нашего центра могут написать сценарий, по которому будет создан видеоматериал об истории Вашего рода.
Результатом поиска может стать книга по истории Вашего рода и генеалогическое древо с именами Ваших предков
Поиск предков старообрядческого вероисповедания
Образец древа
Примеры архивных дел,
документов и фотографий
Об Историко-Генеалогическом Центре
15 лет На рынке генеалогии
105 Успешных проектов
25 Уникальных книг
Эксперты Мирового уровня
Оставьте заявку

Из истории старообрядчества

Старообрядчество – это совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-1660-х годах Царем Алексеем Михайловичем и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Никоном церковную реформу.

Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу. Например, в результате реформы двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением заменялось троеперстным, двойное возглашение «аллилуйи» – тройным, хождение «по солнцу» вокруг крещальной купели – хождением против солнца, написание имени Исус – на Иисус.

Часть духовенства и мирян отказались принять реформу Святейшего Патриарха Никона, в результате чего появились многочисленные оппозиционные группы раскольников, именуемые староверами или старообрядцами.

Старообрядчество разделилось на два основных толка: поповский (признающий необходимость священников при богослужении и обрядах) и беспоповский (отрицающий возможность существования «истинного» духовенства).

Наиболее крайняя часть старообрядцев решила, что после реформ Патриарха Никона благодать полностью исчезла из Церкви и следует смиренно ожидать гибели мира и Страшного Суда. Эти отвергнувшие священство старообрядцы получили название беспоповцев. Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами. Другими крупными центрами беспоповцев стали Олонецкий край (современная Карелия) и речка Керженец в Нижегородских землях. Впоследствии в беспоповском движении возникло разделение, и образовались новые согласия: даниловское (поморское), федосовское, часовенное.

Другая часть старообрядцев решила, что можно прибегать к священникам, получившим поставление в «Никонианской Церкви», если они проклянут «Никоновы новины» и получат надлежащую исправу. Эти старообрядцы стали называться поповцами или беглопоповцами, так как принимали «беглых», то есть покинувших своего епархиального епископа, священников.

В 1864 году Государь Император Александр II утвердил «Правила» о старообрядцах. Старообрядческим толкам, лояльным к светской власти, дозволялось свободно отправлять богослужение, открывать школы, занимать общественные должности, выезжать за границу.

17 апреля 1905 года был дан Высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости», который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении староверов и, в частности, гласил: «Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам». Он дал старообрядцам возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины. Легализовалось Белокриницкое согласие. Среди старообрядцев беспоповского толка оформилось поморское согласие.

По результатам переписи населения Российской Империи 1897 года наибольший процент старообрядцев был в Пермской и Томской губерниях, в области Войска Донского, а также в Забайкальской и Амурской областях.

Значительное количество старообрядцев сохранилось и в центральной части России: Московской, Нижегородской, Тамбовской, Самарской и Вятской губерниях. Общее же количество старообрядцев к концу XIX века превышало 2 миллиона человек.

В Российской Империи среди крупнейших купцов, предпринимателей, промышленников и банкиров были приверженцы старообрядчества. В начале ХХ века их имена были широко известны: владельцы фарфорового производства Кузнецовы, текстильные фабриканты Морозовы, промышленники и банкиры Рябушинские.

От старообрядцев полностью зависели целые отрасли промышленности и торговли: производство ткани, изготовление посуды, торговля хлебом и лесом. Железные дороги, судоходство на Волге, нефтяные прииски на Каспийском море – все это принадлежало староверам. Без их участия не проводилась ни одна крупная ярмарка, ни одна промышленная выставка.

Старообрядческие промышленники никогда не чурались технических новшеств. На своих фабриках они использовали самые передовые технологии. Так в 1904 году старовер Дмитрий Павлович Рябушинский основал первый в мире институт самолетостроения. А в 1916 году семья Рябушинских начала строительство завода Автомобильного московского общества (АМО).

Старообрядцы всегда помнили слова Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где червь и тля истребляют и где воры подкапывают и крадут. Собирайте же себе сокровища на небе, где ни червь, ни тля не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Даже разбогатев, купцы оставались верными чадами Церкви. Богатство не было для них самоцелью. Они охотно тратили деньги на благотворительность – на богадельни, больницы, родильные дома, сиротские приюты и учебные заведения.

Старообрядчество в современной России

В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, на Украине и в ряде стран Северной и Южной Америки, Австралии.

Крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в России и за ее границами – Русская Православная Старообрядческая Церковь (Белокриницкая иерархия), насчитывающая около миллиона прихожан. Она имеет два центра – в Москве и румынском Брэиле. В 2007 году рядом клириков и мирян РПСЦ была образована самостоятельная Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии.

Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ.

Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области; с тех пор – в Москве. В 1999 году от РДЦ отделилась Древлеправославная архиепископия.

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, составляет свыше 2 млн. человек. Среди них преобладают русские, украинцы, белорусы, карелы, финны, коми-зыряне, удмурты, чуваши.

В 2000 году на Архиерейском Соборе Русская Православная Церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами.

Специалисты Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело» обладают обширным опытом в области изучения генеалогии старообрядческих семей. Мы способны успешно находить искомую информацию, даже самую редкую, недоступную для широкой общественности. Используя разнообразные источники и методики, наши специалисты соберут максимально полные и достоверные сведения не только по истории старообрядческих общин и их религиозных традициях, но и помогут выявить исторические факты, связанные со старообрядческими семьями.

Необходимые пояснения названий документов:
Метрические книги

Вплоть до начала XX века сведения о большинстве старообрядцев не попадали в метрические книги. Исключением были лишь приверженцы единоверия, которые при сохранении старых обрядов признавали Московский патриархат. Метрические книги велись в единоверческих приходах с 1800 года, а их форма и содержание были точно такими же, как и в Русской православной церкви. Однако единоверцы составляли лишь малую часть старообрядцев.

С 1844 г. полицейским чиновниками (исправниками или полицмейстерами) указывалось заводить книги о родившихся и умерших в старообрядческих церквях и выдавать свидетельства о рождении и смерти. Именные списки (родившихся и умерших) должны были представляться обер-полицмейстеру. Надзор за записями совершался частными приставами, которые подписывали метрические записи.

Записи о бракосочетаниях старообрядцев начали вести с 1874 года, после выхода указа, признающего их браки законными.

Метрические книги старообрядцев (за исключением единоверцев) и сектантов до 1905 года велись полицией. Многие старообрядцы, скрывая свою принадлежность к расколу, официально значились православными и вместе с тем не находили по своим религиозным убеждениям возможности исполнять обряды православной церкви, совершали похороны без священника, не крестили новорожденных. От полиции же это скрывалось.

С 1905-1906 годов ведение метрических книг старообрядцев и сектантов, приемлющих священство, было возложено на их собственных духовных лиц, настоятелей и наставников. В старообрядческих общинах беспоповских согласий ведение метрических книг с 1907 года возлагалось на особых, избираемых собраниями общин, старост. Книги сектантов, не признающих духовных лиц, велись в городах городскими управами или городскими старостами, а в уездах – волостными правлениями. Ведение метрических записей смертей, рождений и браков мариавитов и баптистов возлагалось на полицию.

Отчеты благочинных о «сектантах и раскольниках»

Такие документы регулярно составлялись главой церковного округа (благочиния) и содержали информацию в основном о старообрядцах, проживавших на этой территории. В них, как правило, включались списки приверженцев старых обрядов.

Именные списки раскольников

В течение XIX века регулярно составлялись полицейскими чиновниками с целью учета старообрядческого населения и ведения статистики. Попадали в эти списки, однако, далеко не все раскольники, а лишь те, кто были потомками старообрядцев, учтенных еще в XVIII веке и плативших тогда двойные подати. Ценность этих списков для генеалогии в том, что в них чаще всего указывались родственные связи по отношению к главе семьи и возраст.

Материалы переписи старообрядцев 1906-1907 годов.

Эта перепись затронула значительное количество старообрядческих общин на всей территории России. Переписные листы содержат, в том числе, информацию о составе семьи и могут стать важным генеалогическим источником.