31 марта 2018 года историко-исследовательским центром была завершена объемная архивная работа, посвященная жизни и служению на благо России и Русской Православной Церкви выдающегося подвижника благочестия иеросхимонаха Симеона (Толмачева), подвизавшегося долгие годы в Саровской пустыни. Обнаружены уникальные архивные находки в Государственном военно-историческом архиве.
Великий русский мыслитель Иван Александрович Ильин писал: «Духовная культура народа не есть его почетное кладбище; не есть только музей его лучших свершений или все множество его вещественных и сверхвещественных созданий; нет, она живет и творится и в нас, его сынах, связанных со своею Родиной любовью, молитвою и творчеством; она живет незримо в каждом из нас, и каждый из нас то бережет и творит ее в себе, то пренебрегает ею и запускает ее».
В течение всего XIX века свет любви, полученный от святого старца Серафима, не угасал и покрывал собой всех кто жаждал его. Святители, духовенство, многие выдающиеся подвижники благочестия, простые миряне и люди высоких званий и чинов чтили заветы «убогого» Серафима, берегли его память, старались и делали все, чтобы она не угасла. И 1903 год стал итогом всероссийской славы старца.
К концу XIX века уже было написано и издано более десяти различных наименований книг, выдержавших не одно издание, описывающих жизнь и подвиги старца. «Ни один подвижник благочестия в XIX веке не имел столь подробных и пространных жизнеописаний, как старец Серафим Саровский».
А посему жизнь в Саровской пустыни после отца Серафима была уже не мыслима вне его заветов, подвигов и вообще вне этого величайшего подвижника. Как бы кто не старался затушевать память об этом старце в силу своих собственных причин и мыслей, сделать этого было уже просто не возможно.
Как писал в своей книге Анатолий Павлович Тимофиевич: «Кто не был в Сарове, с верой в Серафима, кто не дышал напоенным его молитвой Саровским воздухом, тот не поймет и не оценит Сарова, хотя бы описанного и гениальным словом, хотя бы изображенного и гениальной кистью».
Побывав в Саровской обители уже в годы атеистических гонений на веру, а именно в 1926 году, Анатолий Павлович навсегда сохранил в своем сердце воспоминания об этом святом месте: «Саров весь на горе с многочисленными куполами, окруженный башнями и стенами и опоясанный внизу рекой. Он предстал перед нами словно таинственный град Китеж, поднявшись из водной пучины и сверкая золотом куполов под лучами заходящего солнца. Как очарованные стояли мы, созерцая эту дивную картину, но вот могучий удар колокола, один, другой, третий поплыли над рекой и лесом, будя и призывая человеческие сердца к молитве».
Среди Саровской братии было немало выдающихся подвижников, постников, аскетов и духовников.
Особо хотелось бы отметить довольно уникальный случай, крайне редкий для того времени. На 37-м году своей жизни в Саровскую обитель поступил потомственный дворянин, уроженец Курской губернии, родины преподобного Серафима Саровского, подполковник 15-го Шлиссербургского пехотного полка Стефан Лаврентьевич Толмачев.
Известно для того времени и еще два подобных знаковых перерождения. Священномученик митрополит Серафим (Чичагов). Он родился в 1856 году в Санкт-Петербурге в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова. Принадлежал к одному из наиболее известных дворянских родов Костромской губернии. Его дед действительный статский советник, историк Никифор Петрович Чичагов, а среди предков — адмиралы Василий Чичагов и Павел Чичагов. Блестящий военный, удостоенный многих орденов и медалей, он в 1878 году вышел в отставку в чине полковника и принял духовный сан.
Архимандрит Леонид (Кавелин), богослов, историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член Императорского Православного Палестинского Общества родился в дворянской семье. Отец штаб-ротмистр, а затем асессор Тульского губернского правления, мать — урожденная Нахимова, двоюродная сестра адмирала П.С.Нахимова. Он учился в Московском кадетском корпусе, а затем 12 лет прослужил в лейб-гвардейском Волынском полку, выйдя в отставку в чине капитана.
Будущий Саровский иеросхимонах Симеон, также как и митрополит Серафим, был военным, удостоенным многих орденов и медалей, его ожидала блестящая карьера, но он выбрал иной путь.
Стефан Лаврентьевич Толмачев родился 29 мая 1838 года в семье Коллежского Асессора уездного города Щигры Лаврентия Стефановича Толмачева.
Свое начальное обучение он прошел в Орловском Бахтина кадетском корпусе, куда он был зачислен 23 февраля 1850 года. Свое воспитание юный Стефан продолжил в Санкт-Петербурге в Дворянском полку, военно-учебном заведение Русской Императорской армии, куда был зачислен 27 июля 1854 года. 16 июня 1856 года Стефан Толмачев «Вступил в службу по выпуску из дворянского полка подпоручиком в Олонецкий пехотный полк».
Впоследствии Стефан Толмачев, пройдя службу в других героических подразделениях Императорской армии, дослужился до чина подполковника.
В 1876 году, на 26 году его военной карьеры, а также, будучи уже 20 лет в офицерском чине, майор Стефан Толмачев принял решение коренным образом изменить свой дальнейший жизненный путь.
Несомненно, что боевому офицеру, имевшему награды «за храбрость», крайне исполнительному и всегда бывшему на хорошем счету у начальства, предоставлялась возможность продвигаться по служебной лестнице и также верно служить своей стране. Но Господь судил ему иное служение.
Так завершилась военная карьера Стефана Лаврентьевича Толмачева и началось новое, иное служение России, вначале послушника Стефана, после монаха Серафима, а далее старца иеросхимонаха Симеона.
Будучи родом с курских земель, Стефан Лаврентьевич, конечно же, избрал для себя Саровскую пустынь. Так в списке за 1876 год, «Находящихся на временном пребывании в Саровской пустыни», под № 181 числится Стефан Лаврентьев Толмачев.
9 октября 1882 года Стефан Лаврентьевич Толмачев был пострижен в монашество с наречением имени Серафим. Получив это имя при постриге, как и его выдающийся земляк, святой преподобный Серафим Саровский, вскоре он стал пользоваться большим авторитетом в духовных вопросах у всей братии, снискал уважение и заслуженную любовь.
Как отмечал в некрологе о почившем старце Симеоне, Саровский иеромонах Мефодий: «Вся жизнь старца Симеона была совершенная и полная нестяжательности, он был строгим исполнителем иноческих правил и устава обители. В лице его обитель понесла большую утрату, лишившись великого подвижника и высокого примера для иночествующих, а в особенности в нынешнее время, скудное такими образцами благочестия. Заведовал монастырской библиотекой, вместе с тем трудился по изданию полного описания обители и был участником в составлении жизнеописания Преп. Серафима, издававшегося перед его прославлением. Господь да упокоит его душу с Пр. Серафимом и другими прежде почившими благочестивыми отцами обители».
Иеросхимонах Симеон (Толмачев) тихо отошел ко Господу на 77-м году жизни вечером 4 января 1915 года после непродолжительной болезни.
Работа историко-исследовательского центра под общим руководством заместителя директора по научной работе А.Н.Панина началась в 2017 году, когда заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО, наместник Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затекин) обратился в центр с целью установить все подробности жизни Стефана Лаврентьевича Толмачева.
В рамках этой работы, историко-исследовательский центр поставил задачу выявить, систематизировать и обобщить сведения об этом подвижнике благочестия.
В результате кропотливой работы было выявлено более 100 интересных архивных документов, освящающих жизнь этого человека, которые до сих пор нигде и никогда не были опубликованы и исследованы.
В самое ближайшее время силами Нижегородского, Московского областного отделений ИППО, благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» и историко-исследовательского центра «Архивное дело» будут открыты памятные гранитные доски на месте рождения Стефана Толмачева и месте его подвигов в Саровской пустыни.
Председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», заместитель директора историко-исследовательского центра «Архивное дело» по научной работе, заместитель председателя Московского областного отделения и член Совета Александр Николаевич Панин завершает в настоящее время написание книги, посвященной отцу иеросмохимонаху Симеону.