Целью программы «Возвращение памяти» является сбор информации обо всех членах региональных отделов Императорского Православного Палестинского Общества, поиск их фотографий, изучение их трудов.
Также в рамках этой уникальной в своем роде программы силами Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело» проводится поиск захоронений выдающихся сынов и дочерей нашего Отечества, подвижников благочестия, служителей Русской Православной Церкви, внесших свой вклад в прославление и величие России.
Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное описание надгробных памятников, установленных на могилах, фотофиксация мест погребений, привязка их на местности к конкретным зданиям, объектам.
В рамках программы «Возвращение памяти» Семен Ваксман и Александр Панин в сопровождении архимандрита Тихон (Затекина) и иеродиакона Евстафия (Полякова) уже неоднократно посещали различные монастырские некрополи, на которых упокоились подвижники благочестия, юродивые, священнослужители, члены ИППО.
Например, уже были тщательно изучены некрополи в Нижегородских Вознесенском Печерском и Благовещенском, Абабковском и Крестовоздвиженском женских монастырях, а также Арзамасском Спасо-Преображенском.
В этот раз руководители Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело» и члены ИППО посетили Дальне-Давыдовский женский монастырь по приглашению его настоятельницы игуменьи Руфины (Тарасенко).
Во время встречи с игуменьей Руфиной Семен Ваксман и Александр Панин рассказали матушке настоятельнице о целях и значении программы «Возвращение памяти», а также внимательно выслушали ее рассказ о монастырском некрополе.
У алтаря монастырского храма во имя Божией Матери «Утоли моя печали» были осмотрены все уцелевшие погребения, детально зафиксированы и сфотографированы.
Матушка Руфина рассказала о том, как были обнаружены останки игуменьи Филареты, как сестры обители собирают сведения об истории сего монастыря, об издательской деятельности.
Архимандрит Тихон отслужил на территории некрополя литию, во время которой все присутствующие горячо молились об упокоении всех погребенных здесь, особо поминая матушку игуменью Филарету и иеромонаха Димитрия (Воскресенского).
Имя религиозного писателя Алексея Константиновича Воскресенского (1871 – 1920 гг.), принявшего впоследствии монашество с именем Димитрий, не является, к сожалению, известным ни среди филологов, ни среди историков церкви, ни среди специалистов по духовно-нравственной культуре. Он был плодовитым и известным писателем.
Вот что говорится о нем в небольшой брошюре: «К немногочисленному, к сожалению, сонму скромных и незаметных тружеников должен быть, по всей справедливости, причислен Алексей Константинович Воскресенский. Личность эта, совершенно незаметная, не ищущая популярности и известности, тем не менее, представляет собою отрадное явление в среде нашего отечественного монашества своими заслугами перед церковью и обществом». По справедливому замечанию Еленой Симоновой: «Религия была его главным нравственно-эстетическим принципом, основу же ее составила православная церковь. И именно православие было тем стержнем, на котором держались его жизнь и творчество».
Как следует из одного архивного документа, отправленного 13 апреля 1920 года из Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря за подписью казначея иеромонаха Гавриила в Нижегородский епархиальный совет: «17 марта скончался иеромонах Димитрий в Дальне-Давыдовском женском монастыре и погребен в оном».
Было принято решение в рамках программы «Возвращение памяти» провести детальные исследовательские работы в архивах Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга, а также на страницах периодической печати для установления новых биографических сведений о матушке игуменье Филарете и жизни и писательских трудах иеромонаха Димитрия (Воскресенского).
Также в планах Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело», Нижегородского и Московского областного отделений ИППО открыть в обители памятную доску, посвященную иеромонаху Димитрию и установить на территории некрополя памятный крест.