Подъезжая к граду Белеву, видишь удивительно красивую панораму. Древний город, ровесник Москвы, основанный так же, как и столица, в 1147 году. На берегу полноводной Оки возвышаются строения двух старинных монастырей: мужского Спасо-Преображенского и женского Крестовоздвиженского. Удивительно, что два этих монастыря находились совсем рядом, между обителями была лишь только ограда, к которой со стороны мужского монастыря подступал фруктовый сад.
В монастырской описи 1764 года говорится, что по челобитью около 1625 года, поданной Царю Михаилу Федоровичу старицей Марфой Палицкой, дозволено было ей построить на посаде девичий монастырь с церковью во имя Честного и Животворящего Креста.
Крестовоздвиженский женский монастырь являлся своеобразным центром кружевоплетения, прославившим традиционные белевские кружева не только по всей России, но и за границей.
Руководители Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело» Семен Ваксман и Александр Панин посетили Крестовоздвиженский монастырь в рамках программы «Возвращение памяти».
К сожалению, практически весь монастырский некрополь был уничтожен в богоборческие годы. Семен Ваксман и Александр Панин провели фотографирование всех построек монастыря, а после помолились на могилах двух выдающихся настоятельниц сей обители – игуменьи Павлины и игуменьи Магдалины.
Игуменья Магдалина, в мире Елена Николаевна Челищева, была уроженкой Калужской губернии, дочерью Козельского уездного судьи, потомственного дворянина, штабс-капитана, Николая Михайловича Челищева, богатого помещика села Перестромы Козельского уезда. Матушка родилась 19 мая 1828 года и получила прекрасное образование в Московском Екатерининском институте. В 1860 году, 32 лет от роду, Елена Николаевна поступила в Белевский Крестовоздвиженский монастырь, а 29 августа 1863 года пострижена в рясофор с наречением имени Магдалина.
Обладая, хотя и не очень значительными своими средствами, матушка всегда делилась всем, что имела, с бедными сестрами монастыря. Отличаясь кротостью, беспрекословным послушанием к настоятельнице, истинно христианским смирением, она никогда не выставляла себя на вид, а жила в монастыре совсем неприметно. Руководителем ее в духовной подвижнической жизни был старец великой Оптиной Введенской пустыни иеросхимонах Макарий (Иванов). В 1877 году, после кончины настоятельницы игуменьи Павлины, она была единогласно избрана на ее место и управляла монастырем до самой своей смерти, последовавшей 26 сентября 1904 года.
Игуменья Магдалина была членом-сотрудником Тульского отдела Императорского Православного Палестинского Общества, и долгие годы оказывала помощь, как своим веским словом, так и делами, работе отдела.
Ее предшественница, игуменья Павлина, в мире Пелагея Ефимовна Овсянникова, родилась 10 апреля 1813 года, и происходила родом из крестьян Мценского уезда Орловской губернии. В городе Мценске Орловской губернии хорошо знали и уважали семейство Овсянниковых — крестьянина Ефима Ивановича и его супругу Марию Петровну. Были они людьми добрыми, благочестивыми и отзывчивыми к чужой нужде. Жили небогато и зарабатывали на хлеб собственным трудом, возделывая небольшой клочок земли. Но никогда не проходили мимо нищего с кружкой для подаяния, или голодного бедняка.
17 мая 1831 года Пелагия Овсянникова была определена в Крестовоздвиженский монастырь, 28 ноября 1837 года пострижена в рясофор под именем Глафиры, а 4 июня 1840 года в мантию с именем Павлины.
В начале августа 1848 года Павлина (Овсянникова) была назначена настоятельницей монастыря, а 29 августа возведена в сан игуменьи.
При матушке Павлине в монастыре окончательно было утверждено откровение помыслов, духовную пользу от которого она ощутила на собственном опыте. По благословению старца Макария, игуменья Павлина сама стала старицей, принимая сестер монастыря на исповедь. И по свидетельству отца Анатолия (Зерцалова), «сестры обители так были привязаны к ней любовью о Господе, что открывались ей как и самому старцу, что при начальнической власти встречается весьма редко».
Руководители Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело», действительные члены Московского областного отделения ИППО Семен Ваксман и Александр Панин помолились на могилах матушек Павлины и Магдалины, возложили цветы и трижды пропели «Вечная память».
Было принято решение силами Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело» провести тщательные изыскания в Государственных архивах Орловской, Тульской и Калужской областей на предмет выявления новых сведений из жизни семей Овсянниковых и Челищевых и обнаружениях метрических данных для восстановления их родословного древа.