Мужской монастырь в городе Белеве был основан в первой четверти XVI века белевскими князьями.
Обитель живописно расположена на высоком левом берегу реки Оки. При подъезде к городу открывается великолепный вид на Спасо-Преображенский мужской монастырь. Эта исторически сложившаяся панорама, во многом сохранившаяся и сейчас, является центром культурного наследия древнего Белева.
Неоднократно монастырь посещал Царь Иоанн IV Грозный, внося щедрые пожертвования для обители. Первым из каменных храмов в 1683-1686 годах был возведен Спасо-Преображенский собор. В 1693 году архимандрит Иов (Марков) испросил благословения возобновить древние святые ворота и поставить над ними церковь святителя Алексия, митрополита Московского. В 1698 году была начата постройка теплой церкви Введения Пресвятой Богородицы, освященной в 1700 году, а в 1706-1712 годах почти на самом берегу Оки была выстроена ныне не сохранившаяся Предтеченская церковь, воздвигнутая по преданию на гробах белевских князей.
Монастырь является памятником архитектуры федерального значения и единственным в Тульском крае полностью сохранившимся архитектурным ансамблем, датирующимся концом XVII–XIX столетий.
Руководители Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело», действительные члены ИППО Семен Ваксман и Александр Панин посетили Белевский Спасо-Преображенский монастырь в рамках программы «Возвращение памяти».
В течение нескольких часов руководители Историко-Генеалогического Центра переписывали и фотографировали все сохранившиеся надгробные памятники. Белев был городом купеческим, зажиточным. Предприниматели щедро жертвовали на местные храмы и обители. Сегодня о местных меценатах напоминают величественные гранитные надгробия с именами купцов и почетных граждан. К сожалению, большая часть монастырского некрополя уничтожена.
Все сохранившиеся надгробные камни были тщательно фотографированы, все тексты надгробий переписаны. Все данные о монастырском некрополе были занесены в базу данных Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело».
Местные купцы, состояние некоторых исчислялось миллионами рублей, можно сказать, боролись за право пригласить к себе в дом блаженного юродивого Никифора Трифонова. Он был погребен на самом почетном месте, в центре обители, у Преображенского собора. Он снискал большое почитание и уважение у жителей Белева. Блаженного Никифора отличала простота сердца; молясь Богу, он смиренно терпел непонимание со стороны людей, за что Господь послал ему дар прозорливости и исцелений. По преданию, у местных купцов все дела налаживались, если блаженный хоть на некоторое время заходил в их дом.
Много путей, которые ведут в Царство Небесное, но едва ли не самый трудный и тяжелый, скорбный и тернистый – путь юродства о Христе. Таковым именно избранником и был великий раб Божий, во благочестивой вере скончавшийся, Христа ради юродивый Никифор.
Христа ради юродивый Никифор происходил из крестьян Тульской губернии, Стрелецкой волости, Белевского уезда, деревни Синюхиной.
Он не женился, ходил всегда с открытой головой и босой, одевался в белую ситцевую рубаху, которую подпоясывал веревкой туго-натуго и такие же ситцевые шаровары; многие над ним насмехались, дразнили его. Все оскорбления и насмешки он переносил с кротостью и смирением, никогда никого не обижал. Из деревни блаженный часто ходил в город Белев, куда, наконец, и совсем переселился. Однако собственного пристанища нигде не имел, а пребывал, где придется. Много обращалось к нему народу за советом, и обращались не только простолюдины, но и купцы и дворяне. Блаженный не любил много говорить, а отвечал очень кратко и не всем, зато все слова его сбывались с поразительной точностью.
Скончался блаженный 11 октября 1857 года в доме купца Василия Андреевича Давыдова, 84 лет от рождения, накануне смерти его причащал Святых Христовых тайн его духовник иеромонах Анатолий.
Похороны его были весьма торжественными, на погребение собралось не только все городское духовенство, но и много съехалось сельских священников; до места последнего упокоения провожал блаженного весь город. На средства же горожан был поставлен над ним чугунный памятник.
К сожалению, в годы богоборчества памятник блаженного был уничтожен, пропали и вещи, которые с благоговением хранились в монастырской ризнице. Ныне на его могиле установлен новый кованый крест и вновь, как и в былые годы, сюда притекают жаждущие поклониться могиле блаженного Никифора.
Руководители Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело» Семен Ваксман и Александр Панин поклонились могиле блаженного Никифора, фотографировали крест, табличку и Спасо-Преображенский собор.
Было принято решение провести тщательные изыскания в архивах на предмет установления различных деталей из жизни блаженного, выявить данные по его семье и его предкам.