15 мая 2024 года руководители Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело», действительные члены Императорского Православного Палестинского Общества Семен Ваксман и Александр Панин в сопровождении Эксперта Центра Виктора Ливцова вознесли молитвы на могиле чтимого орловского блаженного Афанасия Сайко.
Руководители Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело» уже не в первый раз посещают могилу Афанасия Андреевича Сайко.
Центром и его сотрудниками во главе с заместителем директора по научной работе А.Н. Паниным проводится кропотливая работа по сбору, изучению и систематизации материалов, а также воспоминаний людей, знавших великого подвижника земли Орловской – Афанасия Сайко.
Собранные материалы Историко-Генеалогический Центр «Архивное Дело» передаст в Орловскую митрополию для дальнейшей работы по изучению жизни сего подвижника и публикаций о нем книг и статей.
В 1921 году в Орле люди стали замечать никому не известного человека, странно одетого и по поведению своему крайне отличавшегося от всех остальных. Он все время поднимал с земли никому ненужные предметы – кусочки битого стекла, спички, обрывки газет, а позже раздавал их людям, приговаривая: «Ищите родственность между предметами, привыкайте решать задачи». В скором времени люди стали догадываться, что прозорливец предупреждает их, таким образом, о грядущих событиях, предсказывает судьбу. Мужчин он всегда называл только на вы, а девочек, женщин величал мамами. Вскоре по городу поползли слухи об очень прозорливом старце Афанасии Андреевиче, который поселился на колокольне городского Богоявленского храма. До сих пор в городе есть люди, которые с великим почтением хранят у себя дома эти спички и битые стеклышки.
Афанасий Андреевич Сайко родился в 1887 году в селе Даничево Ровенского уезда Межиричской волости Волынской губернии в многодетной семье военного в отставке. Мать Афанасия умерла, когда мальчику было 12 лет, а отец был убит разбойниками в 1914 году. В архивном деле, хранящемся в Управлении Федеральной службы контрразведки по Орловской области, имеется собственноручная подпись под протоколом «Афанасий Андреевич Сайко, крестьянин Волынской губернии».
Люди, знавшие А.А. Сайко уже в пятидесятые годы, отмечали, что, вспоминая детство, он рассказывал о своем воспитании в поселении кантонистов на территории Львовской области. Афанасий закончил «Школу воспитанников солдатских детей Уланского Его Императорского Величества полка» в Варшаве. По воспоминаниям людей знавших его, Афанасий Андреевич даже учился в Варшавской консерватории, так как обладал великолепным музыкальным даром, хорошо пел и играл на скрипке.
После завершения обучения он становится ратником ополчения. О том, что Афанасий Андреевич был пехотинцем, записано в медицинской карте. Лечащий врач В.С. Юзвик вспоминала рассказ юродивого о том, что он служил в каком-то полку, что во время войны полк разбили, а ему чудом удалось остаться в живых. По всей видимости, это была русско-японская война. С 1910 по 1912 гг. он служил стражником при канцелярии исправника в Луцком уездном управлении, с 1913 по 1915 гг. писцом в Прилуках. В 1916 году выполнял машинописные работы у нотариуса в Сумах, а затем до февральского переворота 1917 года работал нотариальным клерком в Ровно.
Болезни, постигшие его, когда ему было девятнадцать лет, еще более усилили смирение и благочестие. Он возвращается на Волынь, где живут его сестры, и на год остается в своем родном селе Даничеве, в колонии «Коловерть». Помогая в хозяйстве одной из своих сестер, он взвалил на себя самую тяжелую, самую неблагодарную работу.
В 1919 году он был арестован и отправлен по этапу в город Орел в концлагерь № 1, а с 1921 года (сразу после своего освобождения), Афанасий Андреевич начал юродствовать Христа ради.
Священник Орловского Введенского женского монастыря отец Всеволод Ковригин уговорил одинокую верующую женщину принять блаженного в свой дом. В 1924 году блаженного, тяжко болевшего, тайно постригли в монашество.
По свидетельству современников «он был высокий, стройный и плечистый, лицо светлое, с черной окладистой бородой и большими серыми глазами. Ходил он чаще всего босиком. Штаны носил из домотканого полотна, рубаху навыпуск», «нательный большой медный крест носил поверх одежды. Иногда на шею вешал привязанный к веревке будильник. Вокруг шеи обматывал полотенце, иногда полотенце надевал на голову, а сверху напяливал картуз». Страждущие приходили к нему за утешением, обращались за мудрым советом и монахини Орловской Введенской обители. Блаженный старец Афанасий всех утешал: «Молитесь и вам дастся». Верующие люди приглашали его в свои дома, кормили, дарили одежду. По свидетельству современников, блаженный старец часто «опережая вопрос, читая мысли, сам давал ответ».
Вскоре слухи о юродивом, который призывает людей к молитве, дошли до местной власти, и старца Афанасия арестовали, но вскоре он был оправдан.
В 1932 году «врага народа» определили в Орловскую психиатрическую больницу. По свидетельству современников весь персонал больницы любил старца, а жители города ежедневно приносили ему продукты, искали встречи с ним, просили его молитв.
В 1941 году его выпустили и, в самые тяжелые для будущего города воинской славы военные времена, блаженный Афанасий был рядом со страждущими людьми. Многих он спас от гибели, как физической, так и духовной. Из истории болезни Афанасия Андреевича явствует, что он был «спокоен, словоохотлив, добродушен, доброжелателен к людям. Охотно ходит на общие работы, помогает персоналу».
Но в 1948 году его снова арестовали и вновь отправили в психиатрическую лечебницу. Верующие приходили на территорию больницы, некоторые даже ночевали там, многим хотелось передать продукты блаженному старцу, записочку с просьбой помолиться за них. В октябре 1950 года старца Афанасия перевели в психиатрическую больницу города Воронежа (подальше от его орловских почитателей).
В ноябре 1950 года блаженного Афанасия выписали на попечение его духовной дочери матушки Ангелины Васильевны Дмитриевской. Однако власти боялись «влияния старца на верующих», и в сентябре 1951 года его перевели в Томскую психиатрическую больницу. На этот раз старца освободили под расписку лишь в 1955 году.
Ангелина Васильевна не оставляла блаженного Афанасия до последнего его часа, разделяя с ним все тяготы и невзгоды. Духовная дочь, с трудом добившаяся опекунства над старцем, купила для него маленький домик, на станции Снежетьская Брянской области, так как власти не разрешали ему жить в областных центрах.
Многое из биографии юродивого стало известно после его смерти. Свет на его жизнь пролили архивы Орловского управления федеральной службы контрразведки и Орловской психиатрической больницы.
Афанасий Андреевич добровольно отказался от всех благ земной жизни. Он обладал необычайной прозорливостью, знал невысказанные мысли людей, скрываемые поступки. Обличал грехи иносказательно, предостерегал от беды. Знавшие старца люди вспоминают о чудесах, творимых по его молитвам перед Господом. Эти чудесные явления не перестают случаться и сегодня, о чем говорят многочисленные свидетельства людей, обратившихся к нему за молитвенной помощью.
По свидетельству одной женщины, посетившей блаженного старца Афанасия за месяц до его кончины, он сказал, что «скоро будет жить в Орле на Крестительском кладбище со своим другом».
5 мая 1967 года в субботу Пасхальной седмицы старец Афанасий уснул вечным сном. Похоронили блаженного Афанасия в Орле на Крестительском кладбище недалеко от церкви в могиле юродивого Христа ради Павла Павловича Кадило-Крестовского при большом стечении народа, и место его упокоения сразу же стало местом паломничества людей со всей страны.
В наше время сюда приезжают люди из разных регионов. Здесь всегда живые цветы, горит лампадка. Ухаживает за могилой блаженного орловчанка Лидия Васильевна Корнеева.
Семен Ваксман, Александр Панин в сопровождении Эксперта Центра, доктора исторических наук, профессора Виктора Анатольевича Ливцова, возложили цветы на могилу блаженного старца Афанасия и пропели «Вечная память».
Виктор Ливцов, никогда не встречавшийся с Афанасием Андреевичем лично, является все же значительной фигурой, так как именно по его непосредственной инициативе и при его непосредственном участии в девяностые годы началась работа по сбору достоверной информации об Афанасии Андреевиче, а также по его реабилитации и канонизации.
Удивительным фактом является то, что эти дела сохранились, ведь революционные события и Великая Отечественная война негативно сказались над архивным фондом орловской земли. «Тем не менее, об Афанасии Андреевиче мы можем сказать очень много. Наверное, это тоже можно считать чудом», – сказал нам у могилы Виктор Анатольевич Ливцов.
После молитвы Александр Николаевич Панин пообщался с матушкой Лидией Васильевной Корнеевой, в судьбе которой старец Афанасий принял большое участие.
Лидия Васильевна рассказала свою историю, когда она еще девочка подросткового возраста, ездила из Орла на Брянщину по железной дороге со своими подругами, отвозя Афанасию Андреевичу продукты и вещи, собранные для него верующими. Блаженный предсказал ей, что она будет петь в церковном хоре всю свою жизнь, ее замужество, рождение мальчиков. «А еще мне надел на палец колечко. Это к тому, что одна из всех своих подруг вышла замуж я», – сказала матушка Лидия.
Орловцы почитают Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко как святого, а буквально в наши дни идет кропотливая работа, связанная с собиранием всех материалов для его прославления в лике святых.