Заместитель директора по науке Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело» А.Н. Панин, работая с документами по истории подмосковной Николаевской Берлюковской пустыни, обнаружил уникальный документ, который наконец-то открывает нам имя схимонаха Макария, старца и подвижника сего монастыря.
План Николаевской Берлюковской пустыни за 1907 год.
В различных документах и повествованиях об этой обители, встречаются описания жизни сего подвижника благочестия: «В числе подвизавшихся в обители в последние 40 лет было немало почтенных старцев, но в особенности замечателен был старец схимонах Макарий. Он был крепостной человек благородных купцов Куманиных, был женат, имел детей; находился некоторое время дядькою при детях Куманинских, был поваром, и когда овдовел, отпущен на волю (как это водилось, когда еще существовало крепостное право), и в 1828 году поступил в Берлюковскую пустынь. В 1829 году он был пострижен в монашество с именем Афанасий, и до 1841 года был свешником. В 1841 году он пожелал восприять схиму, и был снова назван своим мирским именем – Макарий. В часы свободные от богослужения, он уходил в рощу и тайно от братии там копал пещеру в одной горе, что было конечно, ему очень нелегко (ибо почва железистая, твердая) и выносил землю на руках, не имея на то необходимых орудий. Внутри пещеры вырыт им колодец. Во время настоятельства О. Иосифа пещерные ходы были расширены и наверху выстроена каменная церковь».
Схимонах Макарий скончался 1 апреля 1847 года «быв до самой смерти своей примером кротости, смирения и нестяжательности. Память его и поныне чтима в обители, а могилу его многие из богомольцев посещают и по усердию служат панихиды».
Обнаруженный документ (указ о зачислении в число послушников обители) гласит: «Московского мещанина Макара Ермолаева Макеева об определении его в оную пустынь в число братства с надеждою пострижения в монашество. Августа 24-го дня 1833 года».
На цветном плане, также хранящимся в Центральном историческом архиве Москвы, можно увидеть, что в скиту Николаевской Берлюковской пустыни, напротив храма во имя Казанской иконы Божией Матери, находится могила сего подвижника с часовней над ней.
Часть плана 1907 года с изображением скита, Казанского храма (на плане - А) и могилы старца Макария (Макеева) (на плане - 17).
К сожалению ни сей храм, ни часовня, ни сама могила отца Макария не уцелели в богоборческие годы.
Работа в этом направлении будет продолжена, дабы память отца Макария, не угасла, а его святая жизнь служила бы нам спасительным маяком.