8 ноября 2023 года заместитель генерального директора по научной работе Историко-Генеалогического Центра «Архивное дело» А.Н.Панин в рамках программы «Возвращение памяти» посетил, осмотрел и произвел фотографирование всех памятных мест в городе Кинешме, посвященных событиям Смутного времени.
Член Союза писателей и Союза краеведов России, заместитель председателя и член Совета Московского областного отделения ИППО, председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» Александр Николаевич Панин посетил памятные места города Кинешмы, посвященные событиям Смутного времени в рамках изыскательской работы.
Эта исследовательская и архивная работа направлена на установление различных мест на территории России, посвященных событиям Смутного времени, когда на нашу землю вторглись польско-литовские завоеватели и при поддержке изменников Родины сумели захватить даже столицу нашей страны.
Историко-Генеалогический Центр «Архивное дело» в рамках программы «Возвращение памяти» разработал и утвердил большой план работ, направленных на установление этих памятных мест, их популяризацию, изыскание всех документальных источников, книг, статей, документов, раскрывающих их историю и значение.
На протяжении нескольких лет силами Центра и двух отделений Императорского Православного Палестинского Общества при общем руководстве Александра Николаевича Панина была проведена колоссальная научная работа в данном направлении.
Ее итогом стали подготовленная к печати книга, посвященная судьбе архимандрита Досифея (Цветкова), инициатора возведения памятника на могиле национального героя России, князя Дмитрия Михайловича Пожарского и альбома, посвященного жизни Козьмы Минина.
В этот день Александр Николаевич Панин осмотрел памятные места славного и древнего града Кинешмы, оказавшего достойное сопротивление иноземных захватчикам.
Вид на город Кинешму. 1910 г. Фото С.М.Прокудина-Горского
За время существования нашей великой Родины она немало перенесла разного рода бедствий, великих испытаний и глубоких потрясений. И, думается, что одним из самых бедственных времен нашей Державы следует считать «Смутное время», по справедливости прозванное самим народом «злым лихолетьем».
В 1598 году пресекся род Царей из рода Рюрика, первого нашего князя. После кратковременного и неспокойного Царствования Бориса Годунова престол благочестивых Великих князей и Царей Московских занял самозванец Лжедмитрий I, выдвинутый и поддерживаемый внешними врагами нашей Родины и веры православной поляками-католиками. В 1606 году он был свергнут с престола и насильственно погиб. Московскими людьми был выдвинут и посажен на престол Царства Русского боярин и князь Василий Иванович Шуйский. Но вскоре же объявился новый самозванец, и вокруг него собрались приверженцы Лжедмитрия I.
В Москве царствовал Василий Шуйский, а недалеко от нее, в селе Тушине, образовался пышный двор «Тушинского вора». От того и другого рассылались по городам грамоты, призывавшие на верность одни царю Василию, а другие — Дмитрию-Самозванцу.
Наступило не только междуцарствие, но даже двоецарствие, особенно гибельное для Родины. Северные провинции и понизовые земли тяготели к законному Царю Московскому Василию Ивановичу Шуйскому, а южные — казачество в соединении с поляками стояли на стороне Тушинского вора. Отряды поляков и изменников стали опустошать города и селения земли Русской, приводя их на верность новому Лжедмитрию. И очень многие города в это время общей смуты большею частью добровольно, без бою сдались ляхам. Так приверженцами Тушинского вора были подчинены ему Суздаль, Владимир, Углич, Кострома, Галич, Вологда.
И вот в это время почти повсеместного малодушия и слабости, Кинешма, незначительная по своему государственному положению и немноголюдная по своему населению, одна из первых проявила удивительный дух мужества и твердости, показала непреклонную преданность и любовь к родине, вере православной, и геройски запечатлела это кровью доблестных граждан своих и поселян. Она не покорилась ни царьку Тушинскому, ни ляхам и изменникам Родины.
Кинешемцы были верны законному Царю Василию Ивановичу Шуйскому. Лучшие воины из граждан кинешемских и поселян находились в его войске в Москве. Один из славных предков его, пользовавшийся заслуженной славой от народа русского, Иван Петрович Шуйский, был владетельным князем Кинешмы, которую он получил от Иоанна IV Грозного за доблестную защиту града Пскова от войск Стефана Батория.
Под предводительством воеводы Федора Васильевича Боборыкина кинешемцы провели поход по территории будущей Ивановской области. Они выбили из города Шуи суздальского воеводу изменника Федора Плещеева, вставшего на сторону поляков, и освободили город Лух. А 11 февраля 1609 года под селом Дуниловом народное ополчение под командованием воеводы Федора Боборыкина наголову разбило отряд изменников во главе с суздальским воеводой Федором Плещеевым
За две версты от Кинешмы по Луховскому тракту 26 мая 1609 года ополчение во главе с Федором Боборыкиным встретило превосходящие силы врага и решительно заградило ему дальнейшее движение к городу. Всего 300 воинов ополчения героически противостали 2000 отряду врага.
По одним сведениям, воевода Федор Васильевич Боборыкин героически погиб, а по другой информации, содержащейся в недавно опубликованном дневнике литовского гетмана Яна Сапеги, воевода был взят в плен и казнен.
Несомненно, героическая оборона Кинешмы не прошла даром. Она стала важным этапом национально-освободительной борьбы русского народа. Неприятелю был нанесен огромный военный урон защитниками города. Самоотверженность и храбрость бойцов ополчения способствовала скорейшему разгрому поляков.
Сражение при Кинешме подготовило почву для дальнейшего формирования ополчения, которое под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского смогло освободить Москву и восстановить Российскую государственность.
Сведения (опубликованные в ноябре 2012 года со ссылкой на архив РГАДА), дают основание полагать, что Ф.В. Боборыкин остался жив сражения, поскольку в 1610 году ему была пожалована вотчина сельцо Дубрава с деревнями и пустошами в Бежецкой и Вердеревской пятине Новгородского уезда размером в 150 четвертей. Пожалована она была за то, «что против врагов польских и литовских людей и русских воров… стоял крепко и мужественно, и многое воровство и храбрость, и службы показал. Голод и наготу и во всем осудении и нужу всякую осадную терпел многое время» во времена Царя Василия Шуйского.
В том же источнике приводятся сведения, что воевода Боборыкин в 1620 году приобрел вотчину пустошь Полушкино в селе Горетово Московского стана размером 39 четверти в одном поле. В 1635-1639 годах воеводы, видимо, уже не было в живых, поскольку его сын Роман Федорович Боборыкин распродавал в эти годы, доставшиеся в наследство от отца вотчины: пустошь Полушкино — московскому стрелецкому голове П. Красному, а вотчину сельцо Дубрава — вдове княгине М. Хованской. Все совершенные земельные сделки фиксировались в Поместном приказе и записывались в вотчинные книги за новыми владельцами.
Сын Федора Васильевича Боборыкина — воевода Роман Федорович Боборыкин, первое упоминание о котором при Государевом дворе датируется 1625 годом, основал 17 апреля 1636 город град Тамбов как крепость Белгородской засечной черты. Ныне имя сына Федора Боборыкина носит одна из улиц в северной части Тамбова.
Ополчение не смогло противостоять многочисленному и уже закаленному в боях неприятелю. Оно расстроилось и вразброд спустилось к речке Кинешемке. Неприятель жестоко преследовал его. Но ополчение, сумело собраться и снова вступило в бой с неприятелем, но потерпело поражение.
Оставшиеся силы ополченцев левым берегом реки Кинешемки пробрались на посад и здесь, на посадской площади, снова собрались для последней защиты главной части своего поселения — города с его собором, святынями и достоянием общественным и частным.
По обычаю того времени при нашествии «поганых» все священное, все драгоценное, все общественно важное сносилось на хранение в главный собор. Здесь была последняя защита и убежище граждан, и их святынь и достояния от врагов. Поэтому защита и охрана города была священна. Город Кинешма был окружен глубоким рвом, защищен земляным валом и деревянным тыном на нем.
На торговой посадской площади, произошла последняя ожесточенная битва последних сил ополчения с неприятелем.
Несмотря на всю отчаянную храбрость ополчения, бой был неравен; неприятель был сильнее, и ополчение здесь было истреблено окончательно. Неприятель ворвался в город. Здесь, в соборном храме, как месте последней защиты и убежища, заперлись многие из граждан, решившись скорее принять венец мученический, чем сдаться рассвирепевшему и беспощадному врагу.
В пламени тогда погибли многие святыни, драгоценности, важные документы. В грамоте, данной от Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича на Кинешму воеводе Петру Григорьеву Ульянову в лето 7201 от сотворения мира (в 1693 по Р. Х.) находим то же: «Да на городище ж место церковное, что была церковь соборная — Преображение Спасово — и тое же церковь сожгли литовские люди».
Так защитники Кинешмы приняли венцы мученические и приобрели неувядаемую славу на земле и блаженный покой в вечности. Кинешемцы одни из первых доказали, что «не изменою, не бегством должно спасать Отечество, а кровию; что великодушная смерть лучше жизни срамной».
Например, следующие черты описания могут дать нам некоторое представление и об опустошении Кинешмы и истреблении ее жителей: «Переменишася тогда жилища человеческая на зверская. Дивии бо медведи и волки, и хищныя птицы на градская места и пространная пришедше, а человецы крыяхуся в дебри непроходимыя и в чащи темных лесов… Ни в нощь, ни в день бегающим не бе покоя и места ко скрытию. Вместо луны многия пожары поля и леса освещаху нощию… Нечестивии изменницы и поляки непокоряющих же ся их злым советом всяк возраст и всяк чин мучаху и смерти предаяху. Чин иноческий и священнический не вскоре смерти предаяху, но прежде зле мучаще всячески, и огнем жгуще, испытующее сокровищ, и потом смерти предаяху. И в толико же безтудство вшедше нечестивии изменницы и поляки, безстрашно вземлюще святыя иконы местныя и царския двери и сии подстилающе под скверныя постели своя. Инии же святыя иконы колюще, и варево и печиво строяще. Из сосудов церковных ядаху и пияху, и разбивающе преливающе их на свою потребу и конскую. Воздухи же и пелены, шитые и низаные — драгие — покрываху кони своя, на плещу свою воздеваху. Хоругви церковныя вместо знамен изношаху».
Все историки единогласно свидетельствуют, что пан Лисовский страшно и губительно разорил Кинешму, оказавшую ему жестокое сопротивление.
Поляки и изменники Родины завладели Кинешмой, опустошили ее, избили жителей ее, но не могли победить и сокрушить ее геройского духа и мужества. Их геройская защита Родины и православия послужила доблестным примером для других соотечественников. Мужественный пример кинешемцев возбудил и поднял на подвиг защиты Отечества иных героев земли Русской.
Из Нижнего Новгорода поднялась на защиту поруганной Родины новая могучая волна народная, предводимая князем Дмитрием Михайловичем Пожарским и нижегородским гражданином Козьмой Мининым. В этом народном ополчении с охотою приняли участие многие кинешемцы. Из числа их особенно прославился тогда в истреблении шаек Лисовского решемский крестьянин Григорий Лапша, а из числа кинешемцев — крестьянин ближайшей деревни около Кинешмы, по прозванию Ремень. Сохранилось живое народное предание, что Ремень был сподвижником и помощником Минину, помогая ему в сборе и хранении казны ополченческой. Эта деревня получила свое название от имени славного предка своего и стала называться Ременново.
В 1612 году кинешемцы с восторгом встречали Нижегородское ополчение, предводимое князем Д.М. Пожарским, который, отправляясь на освобождение Москвы от неприятелей через Ярославль, останавливался в Кинешме.
Здесь на торговой посадской площади, где за три года перед этим происходила последняя битва кинешемского ополчения с поляками, торжественно развивался православный стяг князя Пожарского. На братской могиле избиенных защитников была совершена общая панихида. Сохранилось местное народное предание, что благочестивый князь Дмитрий Михайлович Пожарский, в случае успеха своего великого дела — освобождения Москвы от неприятелей — дал обещание поставить здесь храм во имя своего святого Дмитрия Солунского, что впоследствии им действительно и было выполнено.
Предание это находит себе некоторое подтверждение. Так в двадцатых годах XVII столетия на площади действительно находился отдельный деревянный храм во имя великомученика Димитрия Солунского. В писцовых книгах по Кинешме 1629 года мы находим следующее: «Да на Кинешме, на посаде церковь Димитрия Солунского, деревянная, клецки». Этой церкви ныне не существует. Но при Крестовоздвиженской градской церкви устроен придел великомученика Димитрия Солунского. В храме сохранялся и местный старинный образ этого святого в вооружении воина с копьем в руках.
И. Альтовский. Книга Кинешма в Смутное время. 1909 г.
Не забыли кинешемцы подвига своих защитников. Достопамятные дела их они старались увековечить святыми и добрыми делами. Так в документах встречаются указания, что в 1612 году на братских могилах убиенных были поставлены часовни.
Над вратами каменной Крестовоздвиженской часовни, что была установлена на площади, на месте последней сечи ополчения с литовцами и над их братской могилой, повешена черная железная доска, на которой золотыми словами сделана следующая надпись: «В 1609 году при воеводе Федоре Боборыкине Кинешма разорена была поляками под начальством Лисовского. Часовня сия устроена над избиенными в сражении гражданами и поселянами».
В 1855 году на месте первой сечи ополчения в двух верстах от Кинешмы по Луховскому тракту, согласно Высочайшему соизволению, усердием Кинешемского купеческого общества была устроена каменная часовня вместо деревянного креста. Издревле — по некоторым указаниям еще с 1612 года — этот крест существовал здесь.
В 1989 году улица Жданова в Кинешме была переименована в улицу Воеводы Боборыкина.
Александр Николаевич Панин поклонился до земли воеводе Федору Васильевичу Боборыкину, чей величественный памятник гордо стоит с 22 сентября 2012 года в самом центре города. У Крестовоздвиженской часовни Александр Николаевич вместе со своей семьей трижды пропел «Вечная память».
Вызывает неподдельное восхищение и часовня, отреставрированная и окруженная небольшим сквером и таблицами, повествующими о славном прошлом наших предков, на месте первой сечи войск ополчения Ф.В. Боборыкина.
День поминовения у Крестовозвиженской часовни. 1989 г.
В настоящее время силами Историко-Генеалогического Центра «Архивное дело» и в рамках программы «Возвращение памяти» будет проведено детальное исследование в Российском Государственном архиве древних актов, а также поиск документов, посвященных жизни Федора Васильевича Боборыкина и его рода.