30 января 2024 года архимандрит Тихон (Затекин) и заместитель генерального директора Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело» Александр Панин в результате работы в Государственном архиве Нижегородской области, посвященной Киру Бронникову, автору книги «Путешествие к Святым местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 годах села Павлова жителем Киром Бронниковым», обнаружили уникальные документы.
Заместители руководителей Нижегородского и Московского областного отделений Императорского Православного Палестинского Общества архимандрит Тихон (Затекин) и Александр Панин в 2024 году начали большую архивную работу, посвященную жизни Кира Ивановича Бронникова, жителя села Павлово (ныне город), паломника по Святым местам.
Кир Иванович Бронников, уроженец и житель села Павлово (ныне город) Нижегородской губернии, в 1820-1821 гг. совершил паломничество по Святой Земле, святым местам Востока и Африки, а также побывал на Святой Горе Афонской.
В 1824 году в Москве в типографии известнейшего на всю Россию Семена Иоанникиевича Селивановского (1772 – 1835 гг.) вышла из печати его книга «Путешествие к Святым местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 годах села Павлова жителем Киром Бронниковым». Митрополит Евгений (Болховитинов), который когда-то вместе с бывшим крепостным Семеном Селивановским служил корректором в типографии М.П. Пономарева, 30 марта 1829 года писал известному теперь всей России издателю, что «у вас самих такая типография, какой и немцы не устроят».
Русская паломническая традиция – уникальное проявление живой православной веры. От других видов путешествий паломничество отличается, прежде всего, духовной сущностью.
Иностранцы, писавшие о России и русских, свидетельствуют, что национальное своеобразие русского народа ярко воплотилось именно в паломничестве. Им же принадлежат наиболее красноречивые описания тягот и страданий, выпадавших на долю православных поклонников.
Вот как описывает свою встречу с русскими богомольцами французский аббат Рабуассон: «Вид этих бедняков приводит меня в смущение. Он служит наглядным осуждением изнеженности и равнодушия наших деликатных христиан, неспособных ничего вытерпеть за веру в Распятого. Эти бедные русские, в такой одежде и с такой ношей, совершают пешком сотни миль, ночуя где попало на принесенных ими постелях и питаясь небольшим количеством хлеба и воды». И эти трудности воспринимались русскими богомольцами со смирением и покорностью, иногда даже с радостью, потому что давали возможность реализовать их стремление потрудиться, пострадать во имя Господне.
На протяжении всей истории Святой Руси, – паломниками считали людей, совершивших далекое странствие в Святую Землю, Константинополь и Афонскую Гору.
Наряду с этими далекими паломничествами у нас сложились свои, отечественные, традиции поклонения мощам угодников Божиих, чудотворным иконам, святым крестам и кладезям.
Богомольцы, совершившие паломническое путешествие к русским святыням, пользовались среди соотечественников таким же заслуженным уважением. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл так об этом сказал: «Издревле паломничество по святым местам являлось одной из наиболее важных душеспасительных традиций русского народа. Излюбленным духовным подвигом православных паломников были порой чрезвычайно длительные хождения пешком по великим просторам Святой Руси. Русские люди с посохом и сумой доходили даже до древней Палестины, чтобы поклониться местам крестных страданий и Воскресения нашего Господа».
В самом начале своей книги, Кир Иванович отметил: «Давно имел я желание видеть Палестину и поклониться в Иерусалиме живоприемному Гробу Спасителя нашего; а наипаче возбудил во мне сие желание приехавший от Патриарха Иерусалимского, за собранием милостыни на погоревший в Иерусалиме храм Воскресения Христова, известный архимандрит Арсений. Для сего предприемлемого мною пути просил я от Господина моего, Его Сиятельства, Графа Дмитрия Николаевича Шереметева, позволения, которое Его Сиятельством и дано было, и в вотчину села Павлова, в котором я живу, предписано исходатайствовать от начальника губернии заграничный мне паспорт.
Получа оный, отправился в Москву. Отсюда отец архимандрит Арсений с Иерусалимского подворья отправил со мною вместе к Патриарху Иерусалимскому Поликарпу монаха Тимофея. Я и спутник мой, нанявши в Москве лошадей до Одессы, выехали 1820 года, июля 18 дня».
В настоящее время архимандрит Тихон и Александр Панин работают в Государственном архиве Нижегородской области, изучая документы, которые освящают жизненный путь Кира Ивановича Бронникова.
Эта работа уже принесла свои интересные плоды. Были обнаружены крайне интересные документы, освящающие различные биографические моменты жизни не только самого Кира Ивановича, но и членов его семьи.
Так в деле под названием «Ревизские сказки крестьян Павловской вотчины графа Шереметьева за 1834 год», выявлено, что у Кира есть братья Алексей Иванович (41 года; и его дети Александр, Петр и Павел), а также Федор Иванович (39 лет; и его дети Петр, Никандр и Иван). Отмечен также и факт, что Кир Иванович был отпущен на волю в 1828 году, а его братья в 1833 году.
Работа в направлении изучения жизни Кира Бронникова и паломнического маршрута будет продолжена, что найдет свое отражение в публикациях на страницах журнала «Нижегородская Старина».
План предстоящих архивных изысканий был намечен членами Палестинского Общества архимандритом Тихоном и Александром Паниным в древлехранилище, расположенном в музее Нижегородского отделения ИППО в подклете Успенской церкви Вознесенского Печерского монастыря.