28 ноября 2023 года действительные члены ИППО Александр Панин (заместитель директора по научной работе Историко-Генеалогического Центра «Архивное дело») и архимандрит Тихон (Затекин) в рамках совместной программы «Возвращение памяти» посетили Московское Калитниковское кладбище, где в разное время были погребены члены Императорского Православного Палестинского Общества.
Заместитель председателя Московского областного отделения ИППО, заместитель директора по научной работе Историко-Генеалогического Центра «Архивное дело», член Союза краеведов и Союза писателей России Александр Панин и заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО, игумен Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затекин) уже не в первый раз посещают этот старинный некрополь.
Целью программы «Возвращение памяти», в рамках которой члены ИППО и посетили Калитниковское кладбище, является сбор информации обо всех членах региональных отделов Общества, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути.
На сегодняшний день в базе фонда находится более 700 погребений членов Императорского Православного Палестинского Общества.
Председатель ИППО Сергей Вадимович Степашин неоднократно в своих выступлениях высоко оценивал важность этой программы и благодарил ее инициаторов Александра Панина, Семена Ваксмана и архимандрита Тихона (Затекина).
Калитниковское кладбище было основано в 1771 году за пределами города. Так как в 1771 году, после эпидемии чумы все захоронения в городской черте были запрещены, то за Камер-Коллежским валом были учреждены новые кладбища (в том числе сохранившиеся Рогожское, Введенское, Ваганьковское и Калитниковское). Сегодня площадь кладбища более 19 гектаров.
Вначале кладбищенская церковь была деревянной. Существующая же каменная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была возведена по проекту архитектора Николая Ильича Козловского в 1834-1838 годах и перестроена в 1881 году архитектором Виктором Ивановичем Веригиным. В 1890-е годы отделка интерьера церкви (ризница, иконостас) осуществлена архитектором Иваном Тимофеевичем Барютиным, много и плодотворно потрудившимся в разные годы на территории Свято-Успенской Саровской пустыни, а также над строительством ее подворья в Москве. Ограда кладбища сооружена по проекту архитектора Николая Петровича Маркова.
Название, по наиболее распространенной версии, происходит от местности Калитники, которую по преданию Великий князь Московский Иоанн Калита пожаловал Крутицкому подворью. Впервые это название встречается на плане 1688 года: здесь показана речка Калитенка, она же — Калитниковский ручей.
Как и большинство кладбищенских храмов, Скорбященская церковь в советское время не закрывалась. Впрочем, большинство кладбищенских храмов были обновленческими и не закрывались еще и потому, что государство к обновленцам относилось более терпимо, чем к другим конфессиям.
Скорбященская церковь была одним из главных храмов обновленцев, — здесь часто совершал богослужения «митрополит» Александр Введенский. Он и похоронен у алтаря храма. Под боковыми плитами покоятся два сына митрополита — протоиерей Владимир Александрович Введенский (1921–1984) и протодиакон Александр Александрович Введенский (1913–1988). Тут же в оградке похоронены его мать Зинаида Саввична и жена Ольга Федоровна (1891–1963). Оба сына Введенского, после того как обновленчество прекратило существование, были приняты в Русскую Православную Церковь и до самой смерти своей служили в храме на Калитниковском кладбище. Вокруг церкви находится еще много могил священнослужителей.
Особым почитанием на Калитниковском кладбище пользуется могила одной монахини под огромным гранитным четырехконечным — латинского типа — крестом у южной стены храма. Сюда притекают паломники со всей России. Вообще крест этот стоит на кладбище с 1880 года. Эта дата выбита с одной стороны памятника. Но с другой стороны недавно сделана новая надпись: «Блаженная старица схимонахиня матушка Ольга. 1871–1973».
Схимонахиня Ольга (в миру Ложкина Мария Ивановна) родилась в 1871 году в деревне Иншино (Егорьевский район Московской губернии) в многодетной семье.
Мария с детства была жизнерадостной, никогда не унывала, умела найти выход в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. По рассказам современников, уже в юности она отличалась мужеством, безбоязненностью (Мария боялась лишь нарушить заповеди Божии). В отроческом возрасте Мария, по совету отца, поступила в Каширский Никитский женский монастырь, где выполняла различные послушания: шила, вышивала, стегала одеяла, пела на клиросе, затем регентовала. Насельницы монастыря находились под духовным руководством Оптинских старцев.
Эту обитель помещали и первые председатели Императорского Православного Палестинского Общества – Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна.
В 1919 году обитель была преобразована в трудовую артель. В конце 20-х годов монастырь был окончательно закрыт.
После закрытия монастыря матушка жила некоторое время в родной деревне у сестры Анны (отцовский дом сгорел, жить было негде), затем отправилась в Москву. Здесь кто-то из верующих устроил ее на жительство в пятиметровую треугольную комнатку в полуподвальном помещении двухэтажного кирпичного дома (недалеко от Таганской площади).
Из воспоминаний духовной дочери блаженной старицы: «Придешь к ней в дом, а там ожидают тридцать-сорок человек. Со всеми матушка беседует, наставляет, дает советы, всех кормит, поит чаем. Сейчас вспоминаем, как же велика была она пред Господом: видела прошлое, настоящее и будущее, ей открывалось главное о человеке, о его духовном устроении, о том, что его ожидает в жизни. Кому было полезно, она открывала прямо, но часто говорила иносказательно, иногда действием — юродствуя. А чад своих она всегда уговаривала: Молитесь, доченьки, молитесь! Мир молитвой держится! Часто обличала она пришедших так, что было понятно только тому, кто был грешен этим грехом. Но иногда делала это при всех, чтобы устыдить. Она предсказывала грядущие скорби и искушения, чтобы люди встретили их мужественно, с молитвой. С великой любовью обращалась всегда матушка к Божией Матери, любила праздники в Ее честь. Особенно почитала образ Казанской Божией Матери».
По свидетельству духовных чад, старица непрестанно молилась, ночью ее никто не видел спящей. Часто на ночь она уходила куда- то молиться. Если оставалась в доме, то всю ночь ходила по комнатам, шептала что-то, молча стояла у икон и снова ходила по комнатам, делала множество земных поклонов. Старица заставляла и своих духовных чад больше молиться, читать духовные книги. После таких соборных молитв она вся сияла.
В послевоенные годы она была тайно пострижена отцом Амвросием Балабановским в схиму с именем Ольга.
Незадолго до смерти матушка Ольга заболела. Близкие думали, что простудилась и скоро поправиться. Но матушка стала со всеми прощаться, благословляла приходящих и в ночь на 23 января 1973 года, во время чтения канона на исход души, тихо отошла ко Господу, Которого так любила и к Которому стремилась всю свою жизнь.
Подвижница заранее сама выбрала место своего погребения на Калитниковском кладбище. На могиле ее в любое время года живые цветы.
Историю этого монастыря, а также визиты Великого князя Сергея Александровича в обитель и историю взаимоотношений Палестинского Общества и настоятельницы игуменьи Тихоны (Ладыженской), — Александр Панин подробно описал в своей статье «Августейшие супруги Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елисавета Федоровна и Каширский Никитский женский монастырь».
Игуменья Тихона (Ладыженская)
На одной из аллей центральной части кладбища стоит огромный монумент в виде часовни. На нем надпись: «Архитектор Афанасий Григорьевич Григорьев. 1782–1868». Это крупнейший представитель архитектуры московского ампира, ученик и последователь И.Д. Жилярди, Ф.И. Кампорези, О.И. Бове. У него нет таких крупных построек, как у его учителей. Но Григорьев — это непревзойденный мастер малых архитектурных объемов: особняков, городских усадеб — как раз тех уютных зданий, которые и создали неповторимый колорит старой, низкорослой Москвы. Кроме прочего, по его проекту на Пречистенке построен дом Лопухиной (№ 11), теперь там музей Л.Н. Толстого, и усадьба Хрущевых (№ 12/2), в которой позже разместился музей А.С. Пушкина. Он автор проектов нескольких церквей в Москве — Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище (1824), Пресвятой Троицы в Вишняках (1826), Пресвятой Троицы на Пятницком кладбище (1836).
Похоронен здесь и еще один известный московский архитектор Федор Михайлович Шестаков (1787–1836), построивший Провиантские склады на Крымской площади (1831), церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище (1832), трапезную и колокольню церкви Николая Чудотворца в Толмачах (1834) и собор Христа Спасителя в Николаевской Берлюковской пустыни (для явленного чудотворного образа «Лобзание Иисуса Христа Иудою»).
Александр Панин и архимандрит Тихон вознесли свои молитвы у алтаря Скорбященского храма и трижды пропели «Вечная память».
Ведь именно здесь, у самого алтаря храма 28 сентября 1916 года был погребен выдающийся представитель Московского отдела Палестинского Общества митрофорный протоиерей Николай Александрович Копьев.
Его биография была подробно описана А.Н.Паниным в статье «Памяти архимандрита Досифея (Цветкова) на страницах журнала «Нижегородская Старина» в № 61-62 за 2019 год.
Протоиерей Николай Копьев в течение долгих лет был настоятелем московского храма Спаса Преображения в Наливках и благочинным Замоскворецкого сорока. Он был также известен всей просвещенной Москве своими литературными талантами.
Долгие годы он состоял редактором «Московских Церковных ведомостей», «Чтений Общества любителей духовного просвещения». Кроме того, им написано множество статей по вопросам единоверия и расколоучения. Также отец Николай был большим любителем старины; у него в квартире был настоящий музей исторических предметов немалой ценности, художественных произведений.
Отпевал покойного Преосвященный Серафим (Остроумов), епископ Бельский, викарий Холмской епархии в храме, в котором долгие годы служил отец Николай.
К сожалению, могила отца Николая Копьева не сохранилась, но возможно именно он погребен под одним из нескольких красивых мраморных старинных памятников, кощунственно перебитых в советское время.
В настоящее время Александр Панин готовит большую биографическую статью, посвященную этому выдающемуся представителю московского духовенства и Палестинского Общества рубежа XIX и XX веков.
После этого Александр Панин и отец Тихон направились к могиле протоиерея Сергия Яковлевича Уварова, также члена ИППО. Он погребен рядом с храмом, в котором и был настоятелем. Он возглавлял причт храма с 1889 по 1917 год.
Протоиерей Сергий Уваров скончался 18 июня 1918 года (родился в 1844 году) и был погребен рядом со своей супругой Александрой Спиридоновной.
Так в представлении к очередной награде в 1894 году, благочинный Ивановского сорока города Москвы протоиерей Иоанн Смирнов отмечал заслуги отца Сергия: «Отличаясь постоянною ревностью в исполнении священнических своих обязанностей, протоиерей Сергий Уваров столь же ревностно всегда заботился о внешнем устройстве церкви и кладбища. Своею приветливостью и обходительностью и своим усердием и предупредительным исполнением всех законных желаний и требований посетителей кладбища он сумел приобрести их общее уважение и расположение к себе».
Действительные члены ИППО помолились на могиле отца Сергия, трижды пропев «Вечная память», от имени всего Палестинского Общества возложив к подножию памятника цветы.
Могила, надгробный камень и прилегающая территория были тщательно фотографированы и внесены в базу данных благотворительного фонда. Также была осуществлена и фотографическая съемка всей территории, прилегающей к алтарной части храма.