Алексей Алексеевич Опоцкий родился 12 декабря 1837 года в семье протоиерея Алексея Опоцкого настоятеля села Шкнятино Порховского уезда, Псковской губернии, располагавшегося тогда на границе с новгородскими землями [1]. Старший брат Алексея Василий, родившийся 11 марта 1830 года, впоследствии принял монашество с именем Анастасий и стал также епископом, закончив свой земной путь в 1905 году в сане Преосвященного Олонецкого и Петрозаводского. Их отец скончался в 1876 году и был погребен в городе Опочка на территории кладбищенской Покровской церкви, сохранившейся до наших дней.
Получив домашнее начальное образование и воспитание в кругу большой семьи (12 человек детей) Алексей поступил и закончил Псковскую Духовную семинарию, продолжив свое образование в Санкт-Петербургской Духовной академии, куда был принят в 1859 году.
Во время учебы Алексей проживал на территории Александро-Невской Лавры, где поддерживал дружеские отношения с монашествующими и студентами Академии. Он стал близко знаком и дружен с будущими архиереями: Тихоном (Троицким-Донебиным), архиепископом Иркутским, братом его Смарагдом, епископом Ковенским и Владимиром (Никольским), епископом Нижегородским и Арзамасским. Особенно близко он подружился с архимандритом Аполлосом (Беляевым), впоследствии архиепископом Вятским и Слободским. Но конечно главным его советником стал старший родной брат Василий, принявший монашество в конце академического курса с именем Анастасий: «Под влиянием такого постоянного живого общения и временных знакомств с Высокопреосвященными и искренно убежденными носителями не только в слове и духе, но в жизни, - возвышенных идей православно-христианского пастырства, и конечно, не без воздействия, с другой стороны, и известных богословских наук в их красноречивом жизненном изложении профессорами академии в самостоятельном изучении, - в душе Алексея Алексеевича окрепло и созрело зародившееся еще в отчем доме и развивавшееся в училищные и семинарские годы влечение к пастырской деятельности, которой он и отдался всецело, вскоре по выходе из Академии» [2].
После окончания полного академического курса в 1863 году Алексей Опоцкий был удостоен ученой степени кандидата богословия. Это звания было утверждено указом Святейшего Синода от 14 февраля 1872 года, когда им было предоставлено сочинение на тему «Откровенное учение о Промысле сравнительно с новейшими теориями о мирохранении и мироправлении».
14 мая 1864 года Алексей Алексеевич Опоцкий был назначен инспектором в Виленское Духовное училище преподавателем священной и русской истории, а также латинского языка. Здесь, по словам самого будущего Преосвященного, он просто расцвел, трудиться здесь ему было в радость. Уступив непреодолимому желанию своему и повинуясь предложению Высокопреосвященного митрополита Иосифа (Семашко) он решается принять священный сан и посвятить себя пастырской деятельности, не оставляя и педагогической.
2 февраля 1866 года Преосвященным Александром (Добрыниным), епископом Ковенским, преподаватель Алексей Опоцкий был рукоположен в сан священника, с назначением в Виленскую Свято-Николаевскую церковь.
В 1871 году резолюцией правящего архиерея священник Алексий Опоцкий был перемещен в город Гродно, на должность настоятеля Гродненского Софийского собора, с возведением в сан протоиерея. Посвящение его состоялось 10 октября того же года, викарным епископом Брестским Евгением (Шершиловым).
31 мая 1872 года за отлично-усердную службу протоиерей Алексий Опоцкий был награжден фиолетовой скуфьею, камилавкой (1876 год), золотым наперсным крестом от Святейшего Синода (1880 год). Помимо вышеназванных наград, будущий архиерей имел медаль в память усмирения Польского мятежа (1863-1864 гг.), знак Российского Красного Креста от Главного Управления этого общества, присужденный ему в 1879 году. В 1884 году он был награжден орденом святой Анны III степени, а в 1888 году получил орден святой Анны II степени.
23 декабря 1891 года, определением Святейшего Синода, протоиерей Алексий Опоцкий назначен ректором Литовской Духовной семинарии, но в 1892 году он овдовел и принял решение посвятить всего себя служению Церкви.
25 января 1892 года Высокопреосвященным Донатом (Бабинским-Соколовым), архиепископом Литовским и Виленским, протоиерей Алексий Опоцкий был пострижен в монашество в Виленском Свято-Троицком монастыре, а на следующий день, 26 января, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем этой обители.
30 июня 1893 года, определением Святейшего Синода, архимандрит Алексий был вызван в столицу для исполнения чреды священнослужения и проповеди в Исаакиевском соборе.
В столице Российской Империи он произвел хорошее впечатление на членов Святейшего Синода и 30 сентября того же года был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородским.
Наречение его состоялось спустя два месяца, в ноябре, а хиротония - 10 апреля 1894 года. Кафедра епископа Балахнинского находилась в древнем Нижегородском Вознесенском Печерском монастыре.
Епископ Балахнинский одновременно являлся и настоятелем этой обители. В это время Нижегородской епархией управлял Преосвященный Владимир (Никольский), хороший знакомый владыки Алексия по учебе в Санкт-Петербургской Духовной академии.
Преосвященный Алексий прибыл в город Нижний Новгород по Московско-Нижегородской железной дороге 4 мая 1894 года. Уже 8 мая владыка служил Божественную литургию в храме Нижегородской Духовной семинарии, после которой состоялось собрание Нижегородского братства святого Креста и Нижегородского Православного Миссионерского общества. На этом собрании все присутствующие обратились к Владыке с просьбой принять на себя должность председателя Совета братства святого Креста, на что было получено его полное согласие. На собрании были рассмотрены вопросы: деятельность этих организаций и вопросы распределения денежных сумм. Владыка Алексий полностью одобрил деятельность, и было вынесено решение о продолжении ассигнования денежных сумм Нижегородского Миссионерского общества в Иркутскую епархию.
7 октября 1894 года в Нижнем Новгороде появились первые тревожные слухи об ухудшении здоровья Государя Императора Александра III. В тот же день Преосвященный Нижегородский и Арзамасский епископ Владимир и Преосвященный Балахнинский епископ Алексий при участии всего нижегородского духовенства совершили моление Господу Богу об исцелении от болезни Государя в кафедральном Спасо-Преображенском соборе города. На молебне пребывала чтимая чудотворная икона Спаса Нерукотворного из Спасской часовни. Начиная с этого дня во всех нижегородских храмах усиленно молились об исцелении болящего Государя.
Но волей Божией Государь Император почил. Это был один из самых любимых Государей, которого называли в народе «красное солнышко». Весть о его кончине глубокой скорбью поразила весь народ. Это был настоящий исполин духа, Царь-миротворец, который не выносил лжи и неправды, был добрым, порядочным и глубоко верующим человеком, всем сердцем, желающим блага для своей страны.
21 октября 1894 года в кафедральном Спасо-Преображенском соборе города Преосвященный Владимир в своей проповеди сказал: «Не стало у нас Нашего Отца, выну заботившегося о нас, под твердым и мудрым водительством которого мы жили мирно и беспечально многие годы; не стало нашей радости, нашего красного солнца, так отблиставшего дорогое наше Отечество Своими лучами пред лицом всего мира; не стало Великого Миротворца, мощного Царя России, к которому обращены взоры царей, правителей и народов; не стало Августейшего Государя нашего Александра Александровича» [3].
В этот же день 21 октября Преосвященные Владимир и Алексий с сонмом духовенства совершили заупокойную литургию и панихиду в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. По завершении службы была прочитана официальная телеграмма, в которой сообщалось о кончине Государя и вступлении на прародительский престол законного Наследника Государя Императора Николая II. После чтения телеграммы было совершено молебствие по случаю восшествия на престол нового Государя, и состоялась присяга. Панихиды по почившему Государю продолжались 22 и 23 октября. Было много частных лиц в городе, которые желали заказать панихиду по Государю Императору Александру III. Преосвященный Алексий 23 октября служил панихиду по Государю в Нижнепосадской Николаевской церкви.
В конце уходящего 1894 года, 24 декабря, отошел ко Господу всеми любимый и уважаемый, живший на покое в Благовещенском монастыре, архиепископ Макарий (Миролюбов). Этот известный церковный писатель и историк возглавлял Нижегородскую кафедру в период с 1879 года по 1886 год: «За несомненно полезные его труды в деле обучения и воспитания юношества, за разнообразные заслуги его перед отечественной наукой через многочисленные литературные его произведения, и потом, когда он был епископом, за его любвеобильное и кроткое управление епархией, за неутомимое проповедование слова Божия с церковной кафедры, за его попечительность о бедных, доброжелательность, доступность для всех и постоянное благодушие Нижегородцы и все жители Нижегородской епархии его сердечно любили. И сам владыка Макарий любил Нижний и Нижегородскую епархию преимущественно пред всеми другими местами своего архипастырского служения» [4].
Сразу же после получения известия о смерти владыки Макария в Благовещенский монастырь прибыл епископ Алексий, который отслужил панихиду по почившему: «В 8 часов утра он положен был в изготовленный для него дубовый гроб. В 12 часов дня для совершения панихиды прибыл ко гробу почившего святителя Преосвященный Алексий, викарий Нижегородской епархии. Затем панихида была совершена в 8 часов вечера. В праздник Рождества Христова панихида совершена была в час дня. В совершении панихиды и в чтении св. Евангелия над гробом почившего участвовали почти все священники Нижнего Новгорода, при большом стечении Нижегородских жителей из всех сословий, званий и состояний. В 6 часов того же дня, по прибытии Преосвященного Алексия, епископа Балахнинского, совершен был вынос тела Высокопреосвященного Макария из его келий в Алексеевский собор, где вслед за тем Преосвященным Алексием совершена была заупокойная всенощная. В течение следующего затем дня Алексеевский храм с утра до вечера был переполнен лицами всякого звания и пола, приходившими сюда для совершения панихид и для поклонения праху бывшего любимого своего архипастыря.
27 числа в 9 часов утра в Алексеевском храме началась заупокойная литургия, которую, за болезнию Преосвященного Владимира, епископа Нижегородского и Арзамасского, совершал Преосвященный Алексий, викарий Нижегородской епархии, в сослужении двух архимандритов, четырех протоиереев и двух иеромонахов… По совершении отпевания и отдания последнего целования усопшему архипастырю гроб его поднят был руками старейшего духовенства и при пении ирмосов в предшествии Преосвященного Алексия, отнесен был в придел св. Великомученика Пантелеимона, где и опущен был в могильный склеп» [5].
19 марта 1895 года в зале Нижегородской Духовной семинарии состоялось общее годичное собрание членов братства святого Креста, которое отмечало в этом году 20-летие своей работы. Возглавил это собрание викарий Нижегородской епархии, епископ Балахнинский и председатель Совета братства Преосвященный Алексий.
Деятельность этого братства была сосредоточена на ведении собеседований, собирании сведений о состоянии раскола в Нижегородской губернии, приобретении и распространении книг. Проходящая в городе ежегодная ярмарка всегда привлекала в город раскольников и представителей сект, и чтобы оградить православных от их влияния, братство постоянно проводило собеседования силами священников и миссионеров. Так, например Преосвященный Алексий с 23 по 26 июня 1894 года принял участие в поездке по Семеновскому уезду вместе с епархиальным миссионером священником Н.Фиалковским. Во время этой поездки Преосвященный лично беседовал с раскольниками селений уезда, мимо которых они проезжали. Собеседования, в которых принимал участие архиерей, привлекали массу народа.
Все эти труды Преосвященного Алексия, и в особенности его личная активная позиция, любвеобильное сердце, привлекли к нему нижегородцев. Уже через год, 6 мая 1895 года, епископ Алексий, викарий Нижегородской епархии, был Высочайше награжден за отлично-усердную службу и сопричислен к ордену святого равноапостольного князя Владимира III степени. Традиционно для викария, он возглавил Епархиальный училищный совет, и именно за деятельность на этом поприще был отмечен в июне 1896 года единовременным денежным вознаграждением в размере 1000 рублей за отлично-усердные и безвозмездные труды по благоустройству церковных школ в Нижегородской епархии.
Кроме вышеназванного братства, епископ Алексий был избран председателем Нижегородского епархиального братства святого благоверного Великого князя Георгия, основателя Нижнего Новгорода. Данное братство, имеющее своей целью поддержание существующих и открытие новых церковно-приходских школ, школ грамоты в Нижегородской епархии ежегодно проводило свои большие собрания 4 февраля, в день церковного празднования памяти небесного покровителя братства.
Преосвященный Алексий епископ Балахнинский, как опытный педагог, сумел организовать работу братства и поставить ее на новый высокий уровень. За 1895 год в Нижегородской епархии было открыто 29 церковно-приходских школ и 12 школ грамоты, что явилось большим успехом. Всего в этих школах обучалось 13224 человека. Началось повсеместное возрождение церковно-школьного дела. Почва для этого была подготовлена в 1883 году Преосвященным Макарием (Миролюбовым), епископом Нижегородским и Арзамасским, когда им было предложено духовенству всей епархии позаботиться об умножении церковных школ. Его трудами и было торжественно открыто 4 февраля 1884 года это братство.
В 1896 году состоялись коронационные торжества восшествия на прародительский престол Российской Империи Государя Императора Николая II. «Удивительно ли после сего, что такое знаменательное церковно-национальное событие сопровождается светлым торжеством и высокою духовной радостью, как для самого Помазанника Божия – Царя, так и для Его народа! И действительно радость, самая искренняя и светлая радость по случаю совершившегося 14-го числа сего мая в царственном граде Москве Священного Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора и Его Августейшей Супруги, начавшись от первопрестольной столицы, быстро разнеслась по всем городам и местностям, где только есть телеграфные сообщения, и выразилась в высоком подъеме патриотического народного духа. В этом отношении жители Нижнего Новгорода не отстали от других. Чувства своей радости нижегородцы прежде всего выразили в излиянии своих благодарных молитв к Богу, помогшему благополучно и со славою совершиться высокознаменательному событию Священного Коронования. Еще до получения известия о совершении сего события нижегородцы в утро теперь навеки памятного 14-го числа мая уже усердно молились за литургией в своих приходских храмах, а также и в кафедральном соборе, где служение совершал Преосвященный Владимир, епископ Нижегородский и Арзамасский» [6].
Сразу по получения известия о состоявшемся Священном Короновании Государя Императора Николая II в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Нижнего Новгорода епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир вместе с викарием Балахнинским епископом Алексием, а также в сослужении многочисленного нижегородского духовенства совершили благодарственный молебен. «Его Преосвященство, Преосвященнейший Владимир, произнес речь, в которой указал на высокое значение и знаменательность совершившегося события, побуждающего русский народ верою и правдой служить своему Государю и молиться за него Богу. После сего началось само молебствие, во время которого, по прочтении Евангелия, из собора вышел крестный ход и направился к Благовещенской церкви – на площадь. Здесь на открытом месте, при громадном стечении народа, молебствие продолжалось с коленопреклонением и закончилось возглашением многолетия.
В этот же день и на память о сем же событии, по Высочайшему и Всемилостивейшему повелению Государя Императора и на Его средства, устроен был обед на 2 тысячи беднейших людей, причем обедавшие получили каждый по деревянной чашке, стакану и по две ложки, специально для обеда красиво и искусно изготовленные кустарями Семеновского уезда» [7].
28 мая 1896 года в городе Нижнем Новгороде была торжественно открыта Всероссийская промышленно-художественная выставка. В открытии выставки принял участие и Преосвященный Алексий. «В крестном ходу несли местночтимые иконы: Оранской Божией Матери в массивном золотом ковчеге, сооруженном местным обществом хоругвеносцев, Нерукотворенного Спаса из Спасской часовни и св. благоверного князя Александра Невского. В числе 50 хоругвей несли две очень массивные хоругви, сооруженные обществом хоругвеносцев в память совершившегося Священного Коронования Их Величеств… Процессия проследовала по Нижегородской ярмарке, Александро-Невской и Московской улицам, затем через Вокзальную площадь по Напольно-вокзальной улице до Выставочного шоссе и отсюда на выставку, куда вошла через ворота, находящиеся против пожарного депо, и затем проследовала в главное центральное здание. По пути шествия процессии, несмотря на ранее утро, стоял народ, часть которого присоединилась к крестному ходу и сопровождала его до выставки. Процессия была торжественная. Во время следования в 10 городских церквах, находящихся на пути, был колокольный звон. По прибытии крестного хода в центральное здание, где в это время находились Преосвященные Владимир и Алексий и все высшие сановники, прибывшие на открытие выставки, а также местные власти, - иконы были поставлены на приготовленные места. По прибытии г. министра финансов С.Ю.Витте, начался в специально устроенном шатре молебен. На торжестве открытия выставки присутствовал, во главе прибывших высокопоставленных лиц, как исполнитель Высочайшей воли Государя Императора для объявления выставки открытой, его высокопревосходительство г. министр финансов С.Ю.Витте… Молебствие Пресвятой Троице, Божией Матери, св. благоверному князю Александру Невскому и св. Николаю совершили оба Преосвященные Владимир и Алексий, в сослужении архимандритов – Феодоровского Городецкого монастыря Феодосия, Благовещенского – Макария и Печерского – Аркадия, при полном хоре архиерейских певчих, одетых в парадные кафтаны. В служении молебна участвовало многочисленное духовенство городских церквей» [8].
После молебна нижегородскими священнослужителями территория выставки была торжественно окроплена святой водой. Против главного входа на выставку был окроплен святой водой обелиск, на котором было написано: «Всероссийская промышленно-художественная выставка Высочайше разрешена 13-го августа 1893 года» и «Выставка открыта 28 мая 1896 года, в благополучное царствование Императора Николая II-го» [9].
Вечером 3 июня 1896 года министр финансов Российской Империи С.Ю.Витте с супругой, и в сопровождении губернатора Н.М.Баранова и других высокопоставленных лиц посетил Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь: «Встреченный на паперти монастырского храма настоятелем монастыря Преосвященным Алексием и наместником архимандритом Аркадием, Его Высокопревосходительство, войдя в храм приложился к местной чтимой святыне, святой иконе Пресвятой Богородицы Печерской, а затем осматривал предложенные Его Преосвященством монастырские древности: старинные церковные облачения, древнюю церковную утварь, старопечатные книги и другие предметы местной старины. Их храма г. министр проследовал в покои настоятеля монастыря Преосвященного Алексия, где высоким гостям был предложен чай. В застольной беседе Его Высокопревосходительство высказал, между прочим, свой взгляд на начальную народную школу, которая должна покоиться на незыблемых началах, какие дает только наша Церковь, и выразил при этом полное свое сочувствие церковной школе. При отъезде г. министра Преосвященный Алексий благословил своего высокого гостя иконою Пресвятой Богородицы Печерской. На оборотной стороне св. иконы славянским письмом изображена такая надпись: "Высокочтимому и благочестному ревнителю просвещения русского народа во славу Православной Церкви и отечества Сергию Юлиевичу Витте, в благословение от Нижегородской Печерской обители, при посещении ее 3 июня 1896 года. Настоятель епископ Алексий"» [10].
Признательно ценя сочувственное отношение С.Ю.Витте к нуждам церковно-приходских школ в России, Преосвященный Владимир обратился к господину министру с просьбой принять звание почетного пожизненного члена Нижегородского братства святого благоверного Великого князя Георгия. Сергей Юльевич изъявил на это свое полное согласие.
5 июня 1896 года члены Совета во главе с Председателем Совета Преосвященным Алексием посетили на его квартире господина министра С.Ю.Витте и вручили ему диплом на звание почетного члена сего братства. Сопровождали владыку Алексия: член Совета братства протоиерей А.А.Крылов, ректор Нижегородской Духовной семинарии протоиерей Г.В.Годнев, председатель исполнительной комиссии по устройству церковно-школьного отдела протоиерей А.А.Порфирьев, епархиальный наблюдатель П.С.Виноградов, секретарь Консистории М.И.Макаревский, благочинный городских церквей протоиерей И.З.Виноградов и казначей Совета братства П.В.Никольский.
Вместе с дипломом Сергею Юльевичу в знак молитвенного общения владыка Алексий и сопровождающие вручили икону святого небесного покровителя - преподобного Сергия Радонежского и печатный отчет о просветительской деятельности братства. Икона преподобного Сергия Радонежского была выполнена в мастерской Серафимо-Понетаевского женского монастыря. На иконе была выгравирована надпись: «Его Высокопревосходительству, Почетному члену Нижегородского Свято-Георгиевского Братства Сергею Юльевичу Витте, в благословение и благодарную память, за высокое и сердечное содействие делу просвещения русского народа в духе святой Православной Церкви – от Совета означенного Братства» [11].
Преосвященный Алексий в своей речи, обращенной к С.Ю.Витте, особо отметил: «Нижегородское Братство св. Георгия, представителей которого Вы видите здесь пред собою, учреждено было двенадцать лет тому назад, как частное общество, с исключительной целью поддержания падавшей тогда церковной школы и развития в пределах епархии просвещения народа на началах св. православной веры. В первый же год своего существования Братство наше получило значение церковно-правительственного органа, слившись с новым Высочайше утвержденным учреждением Епархиального Училищного Совета, а церковные школы вместе с тем волею почившего незабвенного Государя Императора были признаны в своих исторических правах. Первое десятилетие в истории нашего Братства было временем его усиленной деятельности, временем испытания сил, энергии православного духовенства в борьбе как с препятствиями нравственного характера, так и с бедствиями материальной нужды. Но, благодарение Господу, острый период испытаний уже миновал. Сегодня, 5 июня, мы празднуем первую годовщину достопамятнейшего в истории возрождения церковно-приходской школы и нашего Братства дня, когда состоялось Высочайшее и всемилостивейшее повеление Государя Императора Николая Александровича об отпуске из сумм Государственного Казначейства 3.279.205 рублей на нужды церковно-школьного дела в России. Такая беспримерная помощь делу религиозно-нравственного просвещения народа могла быть оказана только при самом благоприятном состоянии государственных финансов. Совет Нижегородского Братства св. Георгия, понимая, что финансовая политика именно Вашего Высокопревосходительства, высоко оцененная Царем и народом, обогатила русскую казну и дала Правительству возможность к обеспечению религиозно-просветительных нужд народа, заслоненных прежде другими потребностями государственного организма, зная также, с другой стороны, и о Вашем личном сердечно участливом отношении к церковно-школьному делу, единогласно постановила избранием Вас в свои почетные члены. Прося Ваше Высокопревосходительство принять это звание, как дань глубокого уважения и искренней благодарности к Вам, Братство почтительнейше подносит Вашему Высокопревосходительству диплом на звание почтенного члена и отчет о своей просветительской деятельности. В знак же молитвенного общения Братство вручает Вас икону преподобного Сергия, Вашего Небесного покровителя, и молитвенно желает Вам дальнейшего преуспеяния в высоком, трудном слежении Вашем дорогому отечеству на многие лета» [12].
С.Ю.Витте благосклонно выслушал речь владыки, благоговейно приложился к святой иконе и любезно принял все приношения.
17 июля 1896 года город Нижний Новгород посетила Царская Семья. Государь Император Николай II и Государыня Императрица Александра Федоровна прибыли в город для осмотра Всероссийской промышленно-художественной выставки. Сопровождал Государя Императора в поездке в Нижний Новгород его дядя Великий князь Алексей Александрович. «Нижний Новгород крепко связанный с первопрестольною Москвою вековыми устоями общей с ней исторической жизни, удостоился высокой чести первым из всех губернских городов России принимать своего Царя и Царицу. С чувством беспредельной радости, всецелой преданности и горячей любви к Венценосному Монарху и Монархине встречали нижегородцы Царственных гостей» [13].
На платформе вокзала Их Величества были встречены многочисленными государственными сановниками и придворными чинами: С.Ю.Витте, И.Л.Горемыкиным, А.С.Ермоловым, князем М.И.Хилковым, нижегородским губернатором генерал-лейтенантом Н.М.Барановым, губернским предводителем дворянства Н.И.Приклонским, а также городским головой бароном Д.Н.Дельвигом. Присутствовали на вокзале председатель нижегородской земской управы А.А.Савельев, председатель ярмарочного комитета С.Т.Морозов, председатель Нижегородского биржевого комитета В.И.Мензелинцев, уездные предводители дворянства.
Поздоровавшись с встречающими, Государь Император с высокопоставленными сановниками направился в Нижегородский кремль. У Спасо-Преображенского кафедрального собора собралось все многочисленное городское духовенство во главе с Преосвященными Владимиром и Алексием.
Государь Император Николай II с супругой выслушали приветственную речь Преосвященного Владимира. По окончании речи, Их Величества приложились к кресту и были окроплены святой водой епископом Алексием. В это время началось молебствие с провозглашением многолетия Их Величествам. Государь и Государыня заняли место за правым клиросом, напротив древнего образа Спаса Нерукотворного.
В молебствии принимали участие архимандриты Нижегородских монастырей: Благовещенского Макарий, Вознесенского Печерского Аркадий, Феодоровского Городецкого Феодосий. «После окончания молебствия Преосвященный Владимир поднес Государю Императору св. икону Спасителя (Спаса Нерукотворного) и Государыне Императрице – икону Божией Матери Владимирской (Оранской). Обе св. иконы в сребро-позлащенной оправе искусно писаны по золоту на кипарисовых досках художником Сафоновым. Затем Государь, Государыня и Великий князь, в предшествии Преосвященного Владимира со св. Крестом и в сопровождении свиты, по устланной красным сукном лестнице изволили сойти под своды собора – к гробнице великого гражданина Козьмы Минина. Поклонившись праху его, Их Императорские Величества и Его Императорское Высочество изволили выслушать объяснения Его Преосвященства относительно устройства настоящей гробницы Минина по мысли и почину приснопамятного Императора Александра III.
От гробницы Минина Царственные Посетители перешли в нижний храм собора, где находится усыпальница великих князей и архипастырей Нижегородских… Давать надлежащие объяснения и помянутые исторические сведения Их Величествам удостоился священник кафедрального собора Михаил Добровольский, от которого Их Императорские Величества изволили милостиво принять поднесенные самим автором книжки, под заглавиями "Нижегородский Спасо-Преображенский кафедральный собор и его достопримечательности" и "Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен". При обозрении хранящихся в усыпальнице исторических памятников Его Императорское Величество изволил обратить внимание на иконы, бывшие в полках Нижегородского ополчения 1812 года» [14]. Покидая собор, Их Величества Преосвященным Владимиром были осенены святым крестом.
Их Императорские Величества в этот же день посетили Всероссийскую художественно-промышленную выставку и подробно ознакомились с различными отделами.
18 июля во второй день своего пребывания в городе, Их Величества посетили нижегородское дворянское собрание, здание городского общественного вдовьего дома, а также продолжили знакомиться с различными павильонами и отделами выставки. Вечером Их Величества посетили торжественный обед во дворце нижегородского кремля. Среди многочисленных сановников и государственных деятелей за обедом присутствовали Преосвященные Владимир и Алексий, которые удостоились чести сидеть напротив Царской Семьи.
В третий день своего пребывания в городе, 19 июля, Их Величества посетили Дом трудолюбия имени Михаила и Любови Рукавишниковых на Варварской улице и далее продолжили осмотр территории выставки.
В третьем часу дня Их Императорские Величества посетили на выставке здание научно-учебного отдела и находящийся в этом же здании отдел церковно-приходских школ, где были встречены Преосвященным Владимиром и Преосвященным Алексием, председателем Нижегородского епархиального училищного Совета, а также всеми его членами. Во время следования Их Величеств со свитой многочисленный хор пел «Спаси, Господи, люди Твоя». Здесь Царскую Семью приветствовали наблюдатель церковно-приходских школ Российской Империи В.И.Шемякин, его помощник П.А.Игнатович. Преосвященный Владимир предшествовал Их Величества и давал подробные разъяснения.
На втором этаже здания, где находилось помещение церкви и классные комнаты, Преосвященный Владимир представил Государю настоятельниц Нижегородских монастырей: Крестовоздвиженского Асенефу, Серафимо-Дивеевского Марию, Серафимо-Понетаевского Рахиль и начальницу Арзамасской Алексеевской Общины Евгению Страгородскую. Матушки удостоились чести поднести Державным Посетителям в дар от своих обителей святые иконы и рукодельные работы монахинь. «Далее Их Императорские Величества изволили осматривать мозаичные работы иконописной школы женского Серафимо-Понетаевского монастыря и удостоили милостивого внимания занятия с глухонемыми протоиерея г. Вязников (Владимирской губернии) Веселовского» [15]. При выходе Государя и Государыни ученики и ученицы церковно-приходских школ пели на чувашском языке «Спаси, Господи, люди Твоя». Преосвященные Владимир и Алексий проводили Царскую Семью до соседнего павильона благотворительных учреждений.
20 июля, на четвертый день своего пребывания в городе, Их Величества посетили старый ярмарочный Спасский собор, где их встретил епископ Алексий с многочисленным нижегородским духовенством. Владыка Алексий окропил Государя и Государыню святой водой. В храме Преосвященный Алексий совершил краткое молебствие с провозглашением многолетия Государю Императору и Государыне Императрице. После молебствия ктиторы собора Д.А.Расторгуев и А.В.Долгов с причтом удостоились поднести Их Величествам икону Спасителя в изящном киоте. После отбытия Царской Семьи из собора, Преосвященный Алексий с духовенством совершил молебствие о благополучном путешествии Их Величеств.
20 июля 1896 года завершилось пребывание Государя с супругой в Нижнем Новгороде: «Это были дни исторического единения Самодержца с верноподданными, собравшимися на праздник культуры – Всероссийскую выставку и на мировое торжище – Всероссийскую Макарьевскую ярмарку» [16].
Святительское служение владыки Алексия на нижегородской земле не продлилось долго. 10 августа 1896 года он был Высочайше назначен епископом Вятским и Слободским.
Несмотря на кратковременное его пребывание в Нижнем Новгороде, духовенство и миряне успели убедиться в том, что он, как истинный пастырь, обладал многими добрыми качествами.
Свои краткие воспоминания о встрече с владыкой Алексием запечатлел на страницах «Нижегородского Церковно-общественного вестника» священник под инициалами «А.Ш.», который писал: «Уже с первой встречи с владыкою невольно всею душою располагаешься к нему, чувствуешь сердечную потребность быть с ним, видеть, слушать его: таково уже свойство духовно одаренных натур. Более близкое знакомство с ним усиливает впечатление. Никогда не забуду, как он беседовал с нами, священниками, в городе Семенове. Он делал нам указания относительно того, как мы можем научить своих прихожан истинам веры, путем катехизических собеседований с ними. Но что это была за беседа?! Я не сумею того выразить. Он говорил очень просто, но, главное, любовно, с искренним желанием помочь меньшему собрату выполнить его призвание, расположить его к великому делу… Он заставил нас забыть, что пред нами высший духовный сановник, он был – наш дорогой брат, наш самый лучший друг… Мы слушали его с затаенным дыханием, боясь проронить хотя одно слово. И неохотно разошлись после того, жалея, что, за поздним временем кончилась наша беседа. Все, знавшие владыку, нижегородцы не могли не оценить в числе других прекрасных свойств его души одного, светлою чертою проникавшего все существо его: это – человечность, сердечность в отношениях к людям, и особенно к низшим его по положению, ко всем беднякам и обездоленным» [17].
Прощаясь с нижегородской паствой, Преосвященный Алексий еще успел встретить в городе высокопоставленных Августейших гостей и паломников.
24 августа 1896 года с поездом в город прибыли Великий князь Владимир Александрович, супруга его Великая княгиня Мария Павловна и их старший сын Великий князь Кирилл Владимирович.
Августейшие особы были встречены на вокзале нижегородским губернатором Н.М.Барановым, генералом от инфантерии Н.Н.Малаховым, генерал-майором В.Я.Шелковниковым, генеральным Комиссаром Всероссийской выставки В.И.Тимирязевым, представителями купечества, земства и другими почетными лицами.
В открытых экипажах гости проследовали в кафедральный Спасо-Преображенский собор города. На ступенях собора их встречали Преосвященный епископ Владимир и Преосвященный Вятский и Слободской епископ Алексий.
В соборе святители совершили краткое молебствие и поднесли Великому князю Владимиру Александровичу в благословение икону святого Великого князя Георгия, основателя Нижнего Новгорода. Их Высочества внимательно осмотрели все достопримечательности и святыни собора, поклонились могиле патриота Козьмы Минина. В течение трех дней Высокие гости осматривали территорию выставки, а также: «Изволили удостоить своим посещением Нижегородский Художественный и Исторический музей, помещающийся во вновь отделанной и реставрированной древнейшей башне Нижегородского Кремля – Дмитровской. У входа в Дмитровскую башню Их Высочества были встречены г. Начальником губернии Н.М.Барановым, нижегородским городским Головою Д.Н.Дельвигом и председателем Общества художников исторической живописи А.А.Карелиным. При входе в зал музея нижегородскими купцами Я.Е.Башкировым и Н.А.Бугровым на изящно изготовленном серебряном блюде поднесена была Их Высочествам хлеб-соль» [18].
26 августа 1896 года в город прибыли Великий князь Константин Константинович и его супруга Великая княгиня Елизавета Маврикиевна. Августейшие особы были встречены на вокзале нижегородским губернатором Н.М.Барановым, генеральным Комиссаром Всероссийской выставки В.И.Тимирязевым, представителями купечества, земства и другими почетными лицами.
От железнодорожного вокзала в открытых экипажах они проследовали в кафедральный Спасо-Преображенский собор города, где их встречал Преосвященный епископ Владимир. После краткого молебствия в соборе Великий князь с супругой поклонились могиле патриота Козьмы Минина и отбыли в дом С.М.Рукавишникова, где им был предоставлен весь бельэтаж.
27 августа Их Императорские Высочества знакомились с Всероссийской художественно-промышленной выставкой, посетили подотдел благотворительных учреждений Императрицы Марии, образцовое училище Министерства Народного Просвещения, подотдел Красного Креста.
28 августа Их Императорские Высочества посетили Преосвященного Владимира в его архиерейском доме, где в Крестовой церкви выслушали молебствие, приняв от Преосвященного икону Преображения Господня. «Затем Их Императорские Высочества изволили осматривать город, и прежде всего, посетили древнейшую иноческую обитель – Нижегородский Печерский монастырь. У входа в главный монастырский храм Вознесения Господня Их Императорские Высочества встречены были Преосвященным Алексием, Епископом Вятским, бывшим викарием Нижегородским, и наместником монастыря архимандритом Аркадием с братией монастыря. По окончании совершенного затем молебствия Преосвященным Алексием поднесена была в благословение от монастыря св. икона Божией Матери Печерская. Затем Их высочества осматривали монастырские древности: иконы, утварь, древние священные одежды. Из Печерского монастыря Августейшие посетители изволили быть в Кулибинском ремесленном училище, во Вдовьем доме имени Н.А.Бугрова, в доме Трудолюбия имени Рукавишниковых и затем посетили Нижегородский Художественный и Исторический музей. Отсюда в 1 час дня Их Высочества отбыли на выставку» [19]. На выставке Их Высочества осмотрели многочисленные отделы, и вечером отбыли из Нижнего Новгорода.
7 сентября 1896 года Преосвященный Алексий: «… в половине 1 часа дня, на пароходе Любимовых, отбыл по Волге из Нижнего Новгорода к новому месту своего служения в город Вятку. Нижегородцы напутствовали архипастыря наилучшими благопожеланиями» [20].
Как написал вятский священник Иаков Мултановский, хорошо знавший Преосвященного Алексия: «Владыка был чужд узкого формализма, обращал более внимание на добрую цель, нежели на стоящие на пути ее препятствия. Владыка сам горел огнем деятельности и желал, и умел расположить к ней других» [21].
Более близко знавший владыку протоиерей Иоанн Караваев в своей статье «Венок на могилу Высокопреосвященнейшего Архиепископа Алексия (Опоцкого)» описал в самых ярких красках образ архипастыря, особо отметив: «…я лично на себе постоянно испытывал ту сердечную теплоту, которой он умел согревать всех, без предубеждения обращавшихся к этому благостному Архипастырю» [22].
Господь судил Преосвященному Алексию потрудиться еще на двух самостоятельных кафедрах. С 1901 года по 1905 год он в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского был Экзархом Грузии, а с 1905 по 1909 год трудился на древней Тверской кафедре.
Это новое и ответственное назначение архиепископа Алексия на Тверскую кафедру совпало с тяжелыми неурядицами, которые постигли нашу страну. Прокатилась волна зверских убийств представителей власти, всех тех, кто не желал пойти на компромисс со своей совестью, изменить данной присяге и верности Престолу. Активно проводились забастовки рабочих, которых всячески подстрекали к этому агенты различных партий, поставивших себе цель свергнуть правительство, уничтожить монархию и ввергнуть страну в хаос. Рекой полились деньги и помощь этим людям из-за рубежа. Началась активная агитация и пропаганда среди учащихся, молодежи, крестьянства. По России прокатились кровавые бунты, направленные против правительства, забастовки охватили даже Духовные Семинарии.
С этим явлением придется столкнуться владыке Алексию в Тверской епархии буквально вплотную, увидеть гибель патриотов земли русской, разрушение основ государственности. Но он останется на своем посту до самого конца, и попросится на покой только тогда, когда уже телесные силы совсем оставят его.
На Тверской кафедре он совершит великое и долгожданное дело - восстановление почитания святой Великой княгини Анны Кашинской; он вложит в это дело весь свой талант и организаторские способности, и заслужит себе любовь и уважение всего православного мира.
Как было отмечено на страницах «Тверских епархиальных ведомостей»: «… Высокопреосвященный Алексий, на всех местах своего служения заявивший себя трудолюбным и энергичным деятелем на благо святой православной Церкви и на пользу вверенных его Архипастырскому попечению пасомых и вместе с тем благостным, кротким, милостивым и справедливым» [23].
Владыка Алексий всегда твердо стоял на незыблемых позициях развития России только своим, исключительно самобытным путем. Он всегда и всюду призывал изучать родную старину, беречь веру. Так 20 января 1907 года в зале Тверского общественного собрания по случаю предстоящих выборов выборщиков от города Твери, Преосвященный Алексий в своей проповеди четко определит свои взгляды. Можно считать, что данная проповедь прозвучала как цельная, мощная программа взглядов святителя на происходящие события вокруг. Насколько эти взгляды правдивы, точны, цельны и пронизывают пространство времени, они как будто адресованы не только тем, кто их слушает, но и нам. Они отображают то время, но и показывают нам всю сущность того, что происходит и ныне с нами и нашей страной.
«Давно ли многомиллионное население величайшего в мире нашего Царства Русского, не смотря на различие по вере и нации входящих в него племен и народов, составляло нераздельно один русский народ? Давно ли политическая жизнь этого народа, выражалась только беспрекословным, не за страх, а за совесть, сыновним повиновением и самоотверженным служением народа своему Царю Отцу? До последнего времени такой вековечный союз свой наш Самодержавный Царь и народ исповедуют пред Богом при торжественном совершении особого священного чина Миропомазания наших царей на царство и принесения Царем и народом пред Богом клятвы на верность соблюдения сего священного союза, завет которого в трех словах: За Веру Православную, за Царя Самодержавного, за Отечество – Святую Русь. В таком только союзе русский народ и представляет собой-то единое, великое, могучее тело русского богатыря, которое создавалось, возвращалось, укреплялось, одушевлялось в тысячелетнюю жизнь его животворящим духом Евангельского учения веры, правил и обычаев православной Церкви Христовой. Всякое нарушение сего клятвенного союза, исповедующего стояние за Веру, Царя и Отечество – свои драгоценные святыни, от века до сего дня для верного своей присяге Царю, верноподданного сына своего отечества составляет тягчайший грех, который клеймится позорными именами измены, предательства, мятежа, крамолы. В таком строгом взгляде на этот политический догмат, в такой строгий охране политической жизни русского народа и заключалась великая мощь чудо-богатыря, честно и грозно держащего свое знамя «За Веру, Царя и Отчество»… Взгляни ты – бывший богатырь на лицо земли твоей: оно опозорено злодеяниями гордых и своевольных сынов твоих. Где несокрушимая сила их единения у своей святыни? Где мощная сила беспрекословного и любовного послушания и повиновения высшей правящей власти? Она заменяется дерзким, завистливым присвоением власти. Где же ты единый Русский народ? Лютый враг – гордыня сынов твоих – разделил тебя. Теперь недаром говорят: где пять человек соберется, там три партии, приветствующие друг друга злоречием, клеветой, насмешками по всем правилам политической партийной науки» [24].
Осенью 1909 года у Преосвященного Алексия обнаружились первые признаки заболевания. От сильного переутомления во время Кашинских торжеств, а более всего от пережитых нервных потрясений во время служения на Тверской кафедре, когда ему пришлось испытать и пережить кровавые бунты и террористические акты, видеть зверские убийства и изуродованные тела, у владыки стали случаться нервные расстройства, которые не позволяли ему нести полноценное служение. И он принял твердое решение, что далее служить на таком ответственном посту просто не вправе.
Согласно указа Его Императорского Величества из Святейшего Синода Тверской Духовной Консистории от 30 января 1910 года за № 1449: «Слушали Высочайше утвержденный в 29-й день сего января всеподданнейший доклад Святейшего Синода об увольнении Преосвященного архиепископа Тверского Алексия, согласно его прошению, по болезненному состоянию, от управления епархией на покой, с оставлением его в звании члена Святейшего Синода и с возложением на него обязанностей члена Московской Синодальной Конторы сверх штата, и о бытии Преосвященному Тобольскому Антонию архиепископом Тверским и Кашинским» [25]. На основании этого указа владыка был назначен настоятелем известного древнего Московского Донского монастыря.
19 февраля 1910 года Преосвященный Алексий прибыл в Москву и вступил в управление Московским Донским монастырем. Здесь очень часто посещали владыку его знакомые из Гродно, Нижнего Новгорода, Вятки, Грузии, Твери и Кашина, которые проездом или по должностным обязанностям бывали в Москве. Все они всегда находили теплый прием у Преосвященного.
Большие труды были положены святителем на завершение строительства, заложенного еще в 1904 году каменного храма на новой территории Донского кладбища, примыкавшего к стенам обители. Этот храм был освящен Преосвященным Алексием 26 мая 1914 года во имя преподобного Серафима Саровского и святой благоверной Анны Кашинской. Храм был построен по проекту архитектора Зиновия Ивановича Иванова.
Проживая в Донском монастыре, владыка совершал Богослужения не только в храмах обители, но и во все воскресные и праздничные дни в Успенском соборе Московского кремля, храме Христа Спасителя, других храмах города.Всегда ровное, спокойное проникнутое глубоким молитвенным настроением богослужение Преосвященного Алексия привлекало много молящихся; ему часто и много писали, просили его молитв и его помощи, и письма никогда не оставалось без ответа. Из общественных учреждений Московских владыка чаще других бывал в Императорском Московском Археологическом институте, где неизменно совершал молебствия во все торжественные и юбилейные дни. Владыка имел большую собственную библиотеку, и все свободное время проводил в чтении и размышлении. Все современное положение в мире до последних дней живо интересовало святителя, а Первая Мировая война, начавшаяся в 1914 году, захватила все его внимание, так что и скончался он даже в комнате, наполненной картами военных событий.
Осенью 1914 года Преосвященный Алексий принимал участие в торжественных крестных ходах из Успенского собора на Красную площадь по случаю военных действий, и совершал всенародные молебствия о даровании победы русскому воинству на историческом Лобном месте. «Из других домашних занятий, на которых владыка отдыхал, нельзя не упомянуть о любимом всегда владыкой цветоводстве и огородничестве. Имея при монастыре особый фруктовый сад, владыка сразу, по приезде в Донской монастырь, занялся упорядочением этого сада, а также сада братии монастыря, разбивкой клумб, парников, грядок для овощей. Как только минет, бывало, день рождения владыки (12 декабря), день Спиридона - солнцеворота, и солнце повернет на весну, владыка начинает усердно просматривать каталоги семян. Братия монастыря живо отзывалась на любимое занятие владыки, и сад за 4 года стал неузнаваем: он был весь распланирован, цветы тысячами пестрели в клумбах; появились в монастыре пчелиные ульи и самые новые сорта ягодных кустарников и фруктовых деревьев. До последнего времени владыка обладал крепким здоровьем, и только некоторая трудность речи и боли в ноге, особенно сказавшиеся после долгих служений, удручали его и заставляли уклоняться от общественной жизни, которая так сродни всегда была его жизненной и общительной натуре» [26].
В октябре 1914 года владыка начал сильно страдать желудочными болями и быстро худеть. Но он не придавал значения своей болезни и всегда лично встречал тела павших воинов, которых привозили хоронить на новое кладбище Донского монастыря.
Как и всю свою жизнь, Преосвященный был силен духом, даже во время тяжкой болезни, и ни одной жалобы, ни одного стона не слышал никто и никогда из окружающих его в последние дни.
20 декабря 1914 года, в 12 часов дня, большой колокол Донского монастыря известил, что святитель Алексий отошел в надземный мир, в который верил непоколебимо и к которому за последнее время стремился: «Начались панихиды с возглашением вечного покоя новопреставленному архиепископу Алексию, стекался народ. Вынос тела был совершен 21-го декабря, в 5 часов вечера, Преосвященным Арсением, епископом Серпуховским, в сослужении братии монастыря и множества духовенства, в большой собор Донского монастыря, украшенный, как в самые торжественные дни, лавровыми деревьями и цветами, где и совершено было всенощное бдение с парастасом. По окончании его прибыла депутация от Тверского духовенства, в состав трех лиц, которыми была отслужена тогда же у гроба панихида.
22-го декабря, в день памяти великомученицы Анастасии, совершено было архиерейское отпевание тела Высокопреосвященного, продолжавшееся от 9 до 2 часов дня. Литургию совершали Высокопреосвященные Димитрий и Иоанникий, причем за причастным о. протоиереем Восторговым сказано было посвященное памяти покойного следующее глубоко содержательное слово о священническом достоинстве почившего архипастыря… На отпевание вышло многочисленное духовенство во главе с митрополитом Московским и Коломенским Макарием. Сослужащими митрополиту были: архиепископ Владимир, епископы – Михаил, Иоанникий, Антоний, Димитрий, Модест… Высокопреосвященный митрополит прочитал разрешительную молитву, воздано последнее целование под праздничный звон колоколов Донского монастыря, совершен крестный ход с останками архиепископа вокруг собора. Затем тело владыки было предано земле в малом Богородичном соборе Донского монастыря, подле самой солеи, у амвона, среди двух архипастырей, управлявших Донским монастырем, Амвросия Зертис-Каменского, убитого во время моровой язвы в 1771 году, и Евгения, умершего слепцом. Круглый год ежедневно совершается в этом древнем соборе – усыпальнице божественная литургия, причем вынос Св. Даров бывает прямо над могилой Высокопреосвященного Алексия, записанного в синодики монастыря на вечные времена.
В девятый день по кончине Высокопреосвященного богослужение над могилой его совершено было епископом Евфимием, сослуживцем владыки по Кавказу, сказавшим по окончании панихиды прочувственную речь, тронувшую многих присутствующих до слез. Среди выражений соболезнования особенно дорого было соболезнование первостоятеля Вятской малой церкви, Преосвященного Никандра, сообщившего, что вся Вятская паства в течение 40 дней возносит свои молитвы об упокоении души новопреставленного архиепископа Алексия, связавшего себя с Вятской епархией, как говорил владыка, первою епископскою любовью» [27].
После смерти Преосвященного Алексия на страницах многих журналов были опубликованы воспоминания о нем, которые написаны с большой любовью и теплотой. Так, протоиерей Иоанн Короваев написал статью, в конце которой отметил: «Мир любвеобильной душе твоей, благостнейший архипастырь! Дела твои, дела твоей доброй, горевшей огнем ревности по Боге души, пойдут вслед за тобой к Престолу Вседержителя, сопутствуемые молитвами всех искренно любивших тебя об упокоении твоей души. Пусть эти немногие строки, посвященные твоей памяти, будут скромным венком, возложенным на твою могилу, на которой, надеюсь, Господь приведет меня помолиться и тем исполнить последнюю дань моей любви и уважения к тебе, чистый и кроткий душой архипастырь!» [28].
25 июня 2013 года наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, действительный член Нижегородского отделения ИППО архимандрит Тихон (Затекин) и председатель правления фонда «Возрождение культурного наследия», заместитель председателя Московского областного регионального отделения ИППО, член Союза краеведов России А.Н.Панин посетили Донской мужской монастырь. В соборе в честь Донской иконы Божией Матери архимандрит Тихон и А.Н.Панин возложили цветы на могилу архиепископа Алексия (Опоцкого).
Владыка Алексий в течение многих лет был председателем сначала Вятского отдела (1896 – 1901 гг.), а позднее Тверского отдела (1905 – 1910 гг.) Императорского Православного Палестинского Общества. Он был знаком с председателями Общества Великим князя Сергеем Александровичем и Великой княгиней Елисаветой Феодоровной.
Могилу святителя Алексия члены ИППО посетили в рамках разработанной и успешно проводимой совместными усилиями программы - «Возвращение памяти: история ИППО в регионах». Целью программы является сбор информации обо всех членах региональных отделов Общества, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути. Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное описание надгробных памятников, фотофиксация могил, детальная привязка на местности погребений к конкретным зданиям, улицам, памятникам культуры. Работа продвигается успешно, и на сегодняшний день уже установлено и обследовано 74 захоронения членов Императорского Православного Палестинского Общества.
Труды архимандрита Тихона, А.Н.Панина и С.Я.Ваксмана по обследованию могил членов ИППО были высоко оценены председателем Общества Сергеем Вадимовичем Степашиным. В своем выступлении на VI международном семинаре в городе Великом Новгороде Сергей Вадимович сказал: «Сейчас члены нашего Общества изучают на местах историю отделов Палестинского Общества и судьбы его членов. Этот проект открывает нам не только забытые имена и судьбы дореволюционных членов, но и места их последнего пристанища, способствует увековечиванию их памяти путем установки мемориальных досок, издания книг» [29].
Александр Николаевич Панин
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Светлов С. Высокопреосвященный Алексий, архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. Вятские епархиальные ведомости. 1901 год. № 24. С. 1280.
2. Там же. С. 1281.
3. Речь, сказанная Его Преосвященством, Преосвященным Владимиром, епископом Нижегородским, 21 октября в кафедральном соборе пред первою панихидою по почившем в Бозе Благочестивейшем Государе Императоре Александре III. Нижегородские епархиальные ведомости. 1894 год. № 21. С. 645-646.
4. Полисадов Г.А. Высокопреосвященный Макарий, бывший архиепископ Донской и бывший епископ Нижегородский. Нижегородские епархиальные ведомости. 1895 год. № 1. С. 2-3.
5. Там же. С. 5-7.
6. Полисадов Г.А. 14 мая 1896 года в Нижнем Новгороде. Нижегородские епархиальные ведомости. 1896 год. № 10. С. 379-380.
7. Там же. С. 380-381.
8. Государь Император Николай II на Нижегородской земле в 1896, 1903, 1913 годах. Издательский отдел Нижегородской епархии. 2009 год. С. 25-27.
9. Там же. С. 29.
10. Макаревский М. Сочувствие г. Министра Финансов С.Ю.Витте церковно-школьному делу. Нижегородские епархиальные ведомости. 1896 год. № 12. С. 441.
11. Там же. С. 443.
12. Там же. С. 443-444.
13. Государь Император Николай II на Нижегородской земле в 1896, 1903, 1913 годах. Издательский отдел Нижегородской епархии. 2009 год. С. 49.
14. Макаревский М. Пребывание Их Императорских Величеств в Нижнем Новгороде. Нижегородские епархиальные ведомости. 1896 год. № 15. С. 538.
15. Там же. С. 542.
16. Государь Император Николай II на Нижегородской земле в 1896, 1903, 1913 годах. Издательский отдел Нижегородской епархии. 2009 год. С. 181.
17. А.Ш., священник. Из воспоминаний о Высокопреосвященнейшем архиепископе Тверском Алексии, бывшем викарии нижегородском. Нижегородский Церковно-общественный вестник. 1910 год. № 16. С. 383-384.
18. Пребывание в Нижнем Новгороде Их Императорских Высочеств. Нижегородские епархиальные ведомости. 1896 год. № 17. С. 600-601.
19. Там же. С. 603-604.
20. Отбытие из Нижнего Новгорода Преосвященного Алексия. Нижегородские епархиальные ведомости. 1896 год. № 18. С. 627.
21. Мултановский Иаков, священник. Воспоминания о Высокопреосвященнейшем архиепископе Алексии, бывшем епископе Вятском. Вятские епархиальные ведомости. 1915 год. № 9. С. 251.
22. Караваев Иоанн, протоиерей. Венок на могилу Высокопреосвященнейшего архиепископа Алексия (Опоцкого). Вятские епархиальные ведомости. 1915 год. № 13-14. С. 405-406.
23. Прибытие Высокопреосвященного Алексия, архиепископа Тверского и Кашинского, в город Тверь. Тверские епархиальные ведомости. 1905 год. № 15-16. С. 409-410.
24. Торжественный молебен. Тверские епархиальные ведомости. 1907 год. № 3. С. 94-95.
25. Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода. Тверские епархиальные ведомости. 1910 год. № 6. С. 92.
26. Кибардин Н. Последние дни жизни и кончина Высокопреосвященного архиепископа Алексия (Опоцкого). Вятские епархиальные ведомости. 1915 год. № 6-7. С. 164-165.
27. Там же. С. 168-175.
28. Караваев Иоанн, протоиерей. Венок на могилу Высокопреосвященнейшего архиепископа Алексия (Опоцкого). Вятские епархиальные ведомости. 1915 год. № 13-14. С. 413-414.
29. Сергей Степашин поставил задачи по развитию паломничества на VI семинаре для руководителей отделений ИППО. Ссылка с сайта http://www.ippo.ru/.