Старинный и древний город Суздаль! Наверное, нет в России человека, кто не слышал об этом уникальном городе, о его красоте, о его храмах и монастырях, его многочисленных праздниках, о том, что там всегда рады гостям, паломникам и туристам!
Тем же, кто бывал в этом городе хоть раз, знакомо чувство любви и притягательности, буквально притяжения к этому месту, чтобы вновь и вновь посетить его.
Не побоюсь сказать, что этот город завладевает тобой сразу и полностью, чтобы раскрыть пред тобою всю свою душу и показать не только красоты архитектуры и природы, но и поделиться с тобой всем сокровенным, что было накоплено им за многие годы жизни наших великих предков. И уже ты точно знаешь, что такое Русь, что такое русский дух и отчетливо понимаешь, что это твое, близкое, родное, знакомое!
«Суздаль! В этом магическом звукосочетании слышится множество обертонов: звуки колоколов, даль неоглядная, удаль молодецкая. Да что говорить, это звучное имя давно стало синонимом русской древности.
Раскинулся Суздаль в излучине и по течению невеликой речки Каменки, притока Нерли Клязьминской, в 28 километрах к северу от города Владимира. Вокруг простирается знаменитое Ополье – плодородные равнинные земли, житница края. Проникновенной прелестью полон пейзаж: простор в пенящихся облаках, узенькая змейка реки, отрадно белеющие церкви с их светлыми крестами, шатры и шпили колоколен – и все это в изобилии, в прихотливом порядке, в стройном согласии, в перекличке и переглядке друг с другом…
Древность города восходит к начальным временам Руси: по археологическим данным, Суздаль существовал уже в первой половине X века. А в начале XI века Суздаль был одним из центров Залесской земли в составе Киевской Руси Ярослава Мудрого. В XII веке Суздаль уже стал крупным городом. В 1125 году Юрий Долгорукий, получив после смерти Владимира Мономаха самостоятельность, перенес столицу княжества из Ростова в Суздаль. И хотя его сын, Андрей Боголюбский, столицей сделал Владимир, Суздаль оставался в ведении великого Владимирского князя, а самостоятельное Суздальское княжество образовалось лишь в начале XIII века» [1].
В этом городе жили, творили, отдавая всего себя, многие поколения русских людей. Они сумели не только построить уникальные храмы, но и в их архитектуре запечатлеть свою душу, свою любовь к Богу и Родине.
В путеводителе по Суздалю Т.П. Тимофеева отмечает три важнейшие части города: Кремль, Посад и монастырскую часть.
«Места для монастырей выбирались если и не внутри кремля и посада, то в непосредственной близости от них. Со временем одни монастыри исчезали, а храмы других превратились в приходские церкви. В настоящее время сохранились пять монастырских ансамблей: Ризоположенский, Александровский, Васильевский, Покровский и Спасо-Евфимиев.
Суздальские монастыри повлияли на планировку города, расширив его на север, юг и восток. Монастырская архитектура мощно звучит в городской панораме, придавая реальные черты Небесному Граду. В монастырском зодчестве тонко отразились перемены в государственной и церковной жизни, в истолковании вопросов веры, в эстетических представлениях. В суздальских монастырях сохранились редкие образцы русского зодчества XVI-XVII веков: трехглавые соборы, трапезные церкви, столпообразные церкви под колокольнями, двухшатровые ворота, больничные покои, внутристенные лестницы, двухстолпная реконструкция свода, приказная изба. Монастыри, основанные и поддерживаемые патрициями общества, становились средоточием православной культуры, художественных и духовных сокровищ» [2].
Спасо-Евфимиев монастырь, расположенный на крутом левом берегу реки Каменки, размерами, обилием сооружений и сохранившимися каменными постройками XIV – XVI веков представляет собой классический архитектурный ансамбль монастырского типа. Его мощная с 12 башнями и протяженностью около 1200 метров крепостная стена подчеркивает завершенность и органическую целостность всего монастырского комплекса.
Кирпичные стены и башни Спасо-Евфимиевской крепости видны издалека. За высокой стеной монастыря располагаются: Спасо-Преображенский собор (1594 г.) с хорошо сохранившейся росписью, Благовещенская надвратная церковь (XVI – XVII вв.), монастырская звонница (XVI – XVII вв.), дом архимандрита с Успенской шатровой церковью (XVI в.), Никольская церковь с корпусом больничных покоев (1669 г.), двухэтажный келейный корпус (XVII – XIX вв.).
Место, которое занял монастырь (крутой обрывистый берег р. Каменки), было стратегически выгодным, так как берег реки являлся дополнительной фортификационной защитой от нападения внешнего врага. Он был северным форпостом города Суздаля как крепость, готовая защищать город от внешних и внутренних врагов.
Спасо-Евфимиев монастырь был основан преподобным Евфимием Суздальским, скорее всего, между 1355 и 1363-1364 годами по инициативе князя Бориса Константиновича. Монастырь строился на той части владения, которая принадлежала князю Борису Константиновичу, на высоком берегу реки Каменки, к северо-востоку от Суздальского детинца.
Изначально монастырь назывался Спасским. Первый игумен монастыря Евфимий был учеником и сподвижником Сергия Радонежского. Уже при жизни Евфимия здесь проживало около трехсот монахов, следовавших установленному им общежительному уставу, иноки не имели личного имущества, не могли выходить из своих келий, кроме посещения церковной службы и «великыа нужа». Преподобный Евфимий целый год носил лишь жесткий овчинный тулуп, зимой терпя стужу, а летом – зной, принимал и кормил странников, так как монастырь стоял «на распутиях мнозих», прощал долги, выкупал несостоятельных должников «и от насилия от злых судеи бедою одержимых токмо словом своим избавляя» [3].
Преподобный Евфимий был погребен близ Преображенского собора зимой 1404-1405 года. К началу XV века обитель входила в число пяти крупнейших монастырей Руси. Монастырю принадлежали 10 тысяч крепостных крестьян, многочисленные земли, деревни и села [4].
Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI – XVII веках.
Обширное каменное строительство оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы Великим князем Василием III, Царем Иоанном Васильевичем Грозным, князьями Пожарскими.
Самым ранним каменным строением монастыря является Спасская церковь, сооруженная над могилой преподобного Евфимия Суздальского, и впоследствии превратившаяся в придел Спасо-Преображенского собора (1594 год).
Главный храм монастыря – Спасо-Преображенский собор – был построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля. Его отличает строгость и монументальность. Первые письменные упоминания о нем встречаются в Писцовой книге города Суздаля за 1628-1630 годы. В этот период времени у собора было два придела: один в честь Евфимия – основателя монастыря; другой – в честь почитаемого на Владимирщине святого Николая Чудотворца. В XVIII веке стены Спасо-Преображенского собора были с трех сторон окружены галереей. Во второй половине XIX века к нему был пристроен придел святого преподобного Сергия Радонежского. Центральную часть собора венчают пять куполов. Все стены внутри собора покрывают фрески XVI века и росписи известных мастеров XVII столетия Гурия Никитина и Силы Савина. Они полны живых подробностей и жизненных наблюдений.
Имя преподобного Евфимия появилось в наименовании монастыря не позднее 30 – 40-х годов XV века. При копании рвов для возведения нового Преображенского собора в 1514 году был обретен гроб с нетленными мощами основателя (пространная редакция Жития преподобного Евфимия ошибочно датирует это событие 1507 или 1508 годами). После окончания строительства собора мощи преподобного Евфимия были положены в раку в Преображенском соборе [5].
Высота и толщина стен и башен учитывает ландшафт местности. На обрывистых берегах реки, трудных для штурма, стены сделаны ниже, а башни приземистее; с южной, «приступной» стороны ровного плато стены и башни значительно выше. Это увеличение размеров стен и башен, обращенных к городу, связано еще и с архитектурным замыслом. Южная стена крепости входила в главный «фасад» монастырского ансамбля, и на ее разработку зодчий использовал весь свой талант и художественный вкус.
Проездная башня является основным зданием ансамбля. Она немного развернута в сторону дороги и соединяется со стенами под некоторым углом. Верхний ярус выделяется богатством декоративной обработки, по контрасту с простым нижним ярусом. Богатство убранства башни оттеняется также контрастом красного фона, на котором особенно четко прорисовываются белые детали. Проездная башня высотой в 22 метра с ее шатровым верхом стоит почти в центре южного фасада.
Благодаря такому укреплению, Спасо-Евфимиев монастырь был самой сильной крепостью Суздаля, но, несмотря на свою мощь, стенам монастыря никогда не пришлось выполнять свою оборонительную задачу.
Благовещенская надвратная церковь была построена в качестве святых ворот на рубеже XVI – XVII веков, однако после строительства каменных стен вокруг монастыря оказалась внутри территории Спасо-Евфимиева монастыря.
Звонница монастыря состоит из нескольких зданий, построенных в разное время: разнообразно декорированной трехпролетной галереи звонов (XVI – XVII вв.) и девятигранной столпообразной церкви Рождества Иоанна Предтечи (XVI в.). Они соединены башенкой, на которой расположены часы с боем.
Напротив звонницы, перед Спасо-Преображенским собором, расположена Успенская трапезная церковь (XVI века), увенчанная шатром с двумя ярусами кокошников, – это столпообразное сооружение типа «восьмерик на четверике».
С противоположных сторон к храму примыкает придел святого мученика Диомида (небольшая столпообразная церковь с тремя ярусами кокошников и изящной главкой).
Со стороны Диомидовского придела к Успенской церкви примыкает архимандритский корпус – памятник гражданской архитектуры XVII века. Это двухэтажное здание с опирающейся на каменные столбы крытой деревянной галереей-гульбищем.
Братский корпус, построенный одновременно с архимандритским, – еще одна допетровская постройка монастыря. Этот корпус был сооружен для братии монастыря. Украшают это двухэтажное здание, идущее параллельно восточной стене монастыря, оконные наличники с кокошниками. Южная часть здания и весь первый этаж, согласно проведенным исследованиям И.А. Столетова, являются самыми ранними постройками (первая половина XVII в.).
В северо-восточной части монастыря в 1669 году была построена Никольская церковь (бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами), к ней примыкают двухъярусные больничные палаты [6].
Во второй половине XIX века, с 1867 по 1899 год, на протяжении 32 лет этим древнейшим монастырем града Суздаля управлял архимандрит Досифей (Цветков).
Именно благодаря его просвещенным трудам монастырь, а вместе с ним и город украсился новым художественно-историческим памятником, с устроением которого далеко по России еще раз повторилось славное имя защитника Отечества – князя Димитрия Михайловича Пожарского.
Памятник, поставленный в Спасо-Евфимиевском монастыре, на месте погребения сего знаменитого героя и спасителя Отечества, стал подлинным украшением обители и града, а также напоминанием, что память о славных предках есть основа совести и нравственности.
О жизни сего выдающегося представителя духовенства очень подробно написал заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО, игумен Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затекин) в своем мощнейшем трехтомном труде «Древняя обитель. История Вознесенского Печерского монастыря в жизнеописаниях его настоятелей» [7].
В этом, несомненно, уникальном биографическом исследовании, однако ничего не сказано о последних годах отца Досифея, его смерти, отчего она последовала, где и кем он был отпет по православному обряду и где конкретно погребен этот выдающийся представитель Русской Православной Церкви.
Двигаясь в этом направлении, в результате очень кропотливой и тщательной работы в архивах и библиотеках Москвы и Владимира, автору сей статьи удалось разыскать уникальные архивные материалы, нигде еще не опубликованные и не систематизированные.
Архимандрит Досифей, в миру Дмитрий Фокиевич Цветков, уроженец села Драчево, Горбатовского уезда, Нижегородской губернии. Он родился 6 февраля 1818 года в семье пономаря храма во имя святого Пророка Божия Илии Фоки Трофимова (впоследствии его отец – дьячок села Павлова Горбатовского уезда соборного храма во имя Пресвятой Троицы).
Он закончил Нижегородскую Духовную семинарию, где был принят на казенное содержание. Будучи одаренным хорошими умственными способностями, учился прилежно и мог бы окончить курс в числе лучших студентов, но будучи от природы кротким по характеру, незлобивый и смиренный в душе, он еще в ранней юности полюбил иночество и уже во время обучения в семинарии желал посвятить свою жизнь иночеству. Приняв твердое решение принять иноческий постриг, он стал приготовлять себя к этому высокому и трудному обету.
5 октября 1840 года, будучи еще в семинарии, подал прошение о зачислении его в число послушников Оранской Богородицкой пустыни.
В то время настоятелем монастыря был молитвенник и подвижник игумен Герман. В том же году, видя усердное стремление молодого послушника, игумен Герман ходатайствовал о пострижении его в мантию. 20 декабря отец игумен совершил над послушником Димитрием Цветковым обряд пострижения с наречением именем Досифей.
В течение трех лет проходил свое иноческое послушание в обители монах Досифей, когда 17 января 1843 года Преосвященным епископом Иоанном (Доброзраковым) был рукоположен в сан иеродиакона, а 11 марта 1844 года в иеромонаха.
В монастыре он исправлял священническое служение, клиросное послушание, находился при чудотворной иконе Божией Матери Оранской во время крестных ходов.
Проходя череду служения, по указу епископа Нижегородского и Арзамасского Иакова (Вечеркова), иеромонах Досифей 16 марта 1849 года был утвержден казначеем обители, и в том же году, 20 июня был удостоен своей первой награды – набедренника. Однако недолго пришлось пребывать в родной ему Оранской обители.
21 июня 1852 года, по указу Нижегородской Духовной Консистории, иеромонах Досифей был переведен в древний Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь, с утверждением в должности казначея.
26 сентября 1853 года, по указу Преосвященного Иеремии, епископа Нижегородского и Арзамасского, он был назначен экономом Архиерейского дома, с оставлением должности казначея Печерского монастыря.
10 июля 1855 года он Всемилостивейше был удостоен ношения золотого наперсного креста, а в 1856 году был утвержден в должности наместника Вознесенской Печерской обители.
За ревностную и беспорочную службу, по указу Святейшего Синода, иеромонах Досифей 29 января 1856 года был возведен в сан игумена и 5 февраля сего года утвержден в должности наместника, а на следующий год, 11 мая 1857 года, ему был пожалован бронзовый наперсный крест [8].
21 августа 1858 года игумен Досифей имел счастье встречать в Печерском монастыре вместе с Преосвященным Нижегородским и Арзамасским епископом Антонием (Павлинским) – Государя Императора Александра II с его супругой Императрицей Марией Александровной. Под звон монастырских колоколов все проследовали в Вознесенский собор, где архимандрит Досифей рассказал Их Величествам о святынях, находящихся в древнем храме обители.
10 июля 1858 года игумен Досифей был Всемилостивейше награжден золотым наперсным крестом. 7 июля 1861 года игумен Досифей, епископом Нижегородским и Арзамасским Нектарием (Надеждиным), был утвержден в должности благочинного заштатных общежительных монастырей Нижегородской епархии.
А уже 12 августа того же года Печерский монастырь вновь был осчастливлен посещением Его Императорского Высочества, Наследника и Великого князя Николая Александровича.
В сопровождении писателя Павла Ивановича Мельникова-Печерского Его Высочество «осмотрел монастырь, а затем молился за всенощным бдением в Вознесенском соборе. После этого, наместник архимандрит Досифей сопроводил Великого князя в Архиерейский дом, где вместе с Преосвященным епископом Нектарием (Надеждиным) был устроен ужин для Высочайшего гостя» [9].
15 марта 1866 года указом Нижегородской Духовной Консистории отцу Досифею «изъявлена от Его Преосвященства, Преосвященнейшего Нектария за ревностную заботливость о благолепии обители Печерской благодарность».
По указу «Священнейшего Синода от 19 марта 1866 года за № 597 возведен в сан Архимандрита с присвоением лично Настоятеля Третьеклассного монастыря» [10].
3 ноября 1867 года последовал указ Святейшего Синода о бытии архимандриту Досифею «Настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева Первоклассного монастыря Владимирской епархии» [11].
Новое место служения архимандриту Досифею было уже заочно известно тем, что основателем этой древней обители был выходец из Нижегородского Печерского монастыря, святой преподобный Евфимий Чудотворец.
Келейник архимандрита Досифея оставил нам интересные воспоминания об их путешествии из Нижнего Новгорода в Суздаль: «Мы сели в вагон 26 числа ноября в 6 часов вечера. Быстро летела машина, страшно было при переездах через мосты, когда видели себя на краю конечной гибели – над пропастью. К счастью, соседство с о. Архимандритом укрепляло дух мой; нельзя скрывать и того, что на 15-ти минутных остановках я не пропускал случая почерпать себе храбрости. В два часа за полночь прибыли во Владимир, перенеслись с поклажей из вокзала в трактирный номер, где нам едва дали напиться чаю и покормили селянкой вроде таких, какие чаще готовят в харчевнях за 15 коп., а во Владимире это удовольствие стоит 30 копеек серебром. На другой день 27 в понедельник о. Архимандрит отправился в Архиерейский дом, оттуда возвратился к нам после полудня с известием, что Владыка их в Москве на погребении Митрополита Филарета. Рассудили дожидаться его, а между тем перекусив немного, переселились к архиерейскому эконому. Во вторник 28-го в 11 часов утра я и Григорий на почтовой тройке направились в Суздаль, предполагая уготовить келлии о. Архимандриту и рассчитывая, что прежний О. Настоятель уже из монастыря выбыл. Пришлось выехать из Владимира в бурю и мороз, но на половине пути, Слава Богу, погода изменилась – стало ясно и тихо. За 10 верст до Суздаля увидели мы этот знаменитый древний город с его 33 церквами, большей частию построенные за последние 600 лет. С приближением к городу вид его постепенно более и более удивлял и очаровывал нас своею древнею колоссальную архитектурою. Наконец въехали в город и около двух верст мчались по прямой улице, пока не приблизились к стенам и вратам Спасо-Евфимиева монастыря…
Декабрь. Число 4-е. По прибытии в г. Суздаль в час по полудни о. Архимандрит на пути к монастырю, заезжает во Всесвятскую церковь, где был встречен Наместником. Отсюда, через 10 минут направились к своей обители; здесь во Св. Вратах, приняв от Наместника просфору и икону преп. Евфимия, при торжественном звоне и стечение городских жителей, о. Архимандрит вступил в Соборный храм, в котором ожидала его вся братия; по выслушании краткого молитвословия, новый Настоятель удостоился облобызать десницу прославленного своего предшественника, испрашивал от него преемственной силы и помощи на предлежащее служение. Затем, посетив прежнего Настоятеля, отправился в отведенные для него временные покои. После краткого отдыха, о. Архимандрит посетил вечернюю братскую трапезу, и нашел пищу дурною, в особенности капусту и квас. Число 5-е. Обозревал ризницу и утварь. Обошел весь монастырь с внешней стороны; вечером за всенощной был в Суздальском соборе, он прикладывался к почивающим в нем св. мощам. Экзаменовал хор певчих. Число 6. Служил первую литургию в теплом храме. После оной принимал у себя сослужащую братию и некоторых из граждан; после обеда посетил арестантов, а дома занимался просмотром приходо-расходных книг за 1866-й год, отбирал некоторые сведения от сборщика иеромонаха Михаила. Число 7-е. По прибытии Соборного Протоиерея вместе с ним и Наместником принял ризницу и утварь по описи, равно и четыре храма осмотрел, конюшенный двор с сараями, отбирал сведения от иеродиакона Пимена. С ризничим проверял описи; от о. Илариона принял денежные билеты» [12].
Прежний настоятель Спасо-Евфимиева монастыря архимандрит Иларион по указу Святейшего Синода был назначен на должность настоятеля Ставропигиального Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря [13].
Архимандрит Досифей с неутомимой энергией приступил к исполнению возложенного на него нового послушания. Это послушание он с честью и славою пронесет через все годы своего настоятельства и пребывания в древнем граде Суздале.
Уже 18 декабря 1867 года он будет назначен «Благочинным монастырей: Спасо-Евфимиева, Васильевского, Покровского, Ризоположенского, Юрьевского, Введенского, Архангельского, Золотниковой пустыни, Шартомского Николаевского и Козмина» [14].
Именно его тщанием и неутомимой инициативой в монастыре начались и были успешно доведены до конца работы по возведению памятника – часовни над могилой национального героя – князя Димитрия Пожарского.
Был создан небольшой музей памяти Димитрия Михайловича. Мемориальные вещи, связанные с именем князя Пожарского, были помещены в южном приделе Преображенского монастырского собора, в специально устроенных для этого шкафах.
По инициативе отца Досифея, в 1876 году, была отпечатана монастырская «Опись церковной ризницы 1660 года». Благодаря его кропотливому труду ризница была приведена в должный вид и составлена подробная инвентарная опись. В том же году архимандрит Досифей осуществил второе, дополненное и переработанное, издание книги «Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря», а в 1880 году его трудами, в губернской типографии, была издана книга «Житие Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Евфимия, Суздальскаго чудотворца».
В 1880 году отец архимандрит написал записку ректору Императорской Академии художеств о памятной часовне над могилой князя Димитрия Пожарского.
Из этого повествования можно увидеть, что ситуация, связанная с памятью о князе Пожарском, близка и дорога ему. Все эти годы буквально все вопросы, связанные с памятником над могилой героя, находятся под пристальным вниманием настоятеля: «Памятник над гробом Князя Д.М. Пожарского сооружен в Спасо-Евфимьевском монастыре по мысли в Боге почившего Государя Императора Николая I. По Его повелению в 1852 году объявлена была по Империи подписка на добровольные приношения, из которых за шесть лет составилась сумма в 75000 рублей серебром. В 1858 году ныне Царствующий Государь Император Александр II изволил предначертать характер построения монумента и правила к обстановке и поддержке его дальнейшего существования (14 ноября 1858 года на докладе Министра Внутренних дел о прекращении подписки). В 1865 году произведена постановка памятника в том виде, в каком он, с внешней стороны, представляется в пору настоящую. В сем же 1865 году Ректор Императорской Академии Художеств Тон от 28 декабря за № 2558 писал к Настоятелю, что по всеподданнейшему докладу Г. Министра Императорского Двора Государь Император соизволил: а) на устройство шкафов для хранения предметов, напоминающих о князе Пожарском и б) на вклад 1000 рублей серебром на неугасимую в памятник лампаду. Архимандрит Досифей от 17-го апреля 1871 года за № 56 представлял Г. Министру Императорского Двора свои по сему предмету соображения; но представление то осталось до сего времени не разрешенным. В 1868 году при письме от 7-го ноября Академиком Горностаевым прислан был мраморный киот для мозаического образа Казанской Б. Матери и поставлен тогда же в памятник. В письме этом Горностаев уведомил, что пред образом будет поставлен серебряный канделябр, который скоро пришлется. Он не прислан до сего времени. В 1880 году Императорской Академией Художеств присланы и поставлены в памятник две мозаические иконы - Спасителя и Божьей Матери… Настоятелем Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря Архимандритом Досифеем в текущем 1880 году возбужден в Императорской Академии Художеств вопрос о ремонтировании монумента, остававшегося 15 лет без надлежащего исправления. О сем было написано от Настоятеля Г. Ректору Академии 19 июля 1880 года за № 168. Настоятель Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря Архимандрит Досифей. Декабря 11 дня. 1880-го года» [15].
Спасо-Евфимиев монастырь, по указу Государыни Императрицы Екатерины II, в 1766 году становится местом заточения и ссылки для неблагонадежных лиц Российской Империи.
Впоследствии в монастыре устраивается особое «арестантское отделение», куда стали ссылать на «исправление» лиц не только светских, но и духовных.
В конце XIX века при отце Досифее «сидели на исправлении» архимандриты, священники, монахи, сектанты, старообрядческие епископы Конон, Геннадий и Аркадий. Отец Досифей с большим вниманием относился к нуждам узников монастырской тюрьмы, и в частности к старообрядческим епископам, которые в 1881 году, по ходатайству министра внутренних дел графа Н.П. Игнатьева были отпущены на свободу [16].
В своей книге «Русские писатели о святых местах: И.С. Тургенев. Н.Н. Страхов. С.П. Шевырев» граф Сергей Дмитриевич Шереметьев так описал встречу с архимандритом Досифеем: «Мы поспешили в Спасо-Евфимиевский монастырь, настоятель которого архимандрит Досифей, считается одновременно и комендантом крепости. В монастыре караул и гауптвахта. Здесь еще застали мы заключенных в казематах монастырских узников, долго уже томившихся за какие-то неясные преступления. Старший в карауле рапортовал благополучие. О. Досифей, приветливый и умный, переведен сюда из Нижнего, где он прошел через хорошее испытание. Он служил при нижегородском преосвященном Иеремии, о котором распущено столько толков и рассказов о его строптивости и дерзости, за что он будто бы и был удален с нижегородской кафедры на покой. В этих слухах много преувеличенного... Мы осмотрели Спасо-Евфимиевский монастырь довольно подробно, насколько нам позволяло время. С разрешения о. Досифея были мы в казематах, проходили узкими коридорами, со множеством дверей, над которыми были небольшие окна с железными решетками. Из них выглядывали узники. Их было около десяти. По местным отзывам их содержали понапрасну, и нельзя было не сочувствовать их освобождению. Граф А.В. Бобринский близко принял к сердцу это дело и пообещал содействовать решению их участи. Их скоро освободили, и быть может, не без его участия. Монастырь удивительно хорош… Мы любовались драгоценностями ризницы и библиотекой, не зная, на чем остановить внимание: такое было изобилие предметов чрезвычайно редких и драгоценных. Не наглядишься и на внешний вид монастыря, с его белокаменными зубчатыми стенами и башнями, разнообразных форм и строений. Одна другой лучше, одна другой изящнее по очертаниям, рисунку и удивительному богатству и разнообразию изразцов» [17].
Владимирское епархиальное начальство ценило примерную службу и труды настоятеля этой древней обители. Кроме благодарностей от различных ведомств, архимандрит Досифей был неоднократно удостоен Высочайших наград: «орден св. равноапостольнаго князя Владимира III степени и золотой наперсный крест из Кабинета Его Императорского Величества. Из главного управления Общества о раненых и больных воинах о. Досифею был Высочайше пожалован установленный знак Красного Креста и свидетельство. Состоя членом Православного Императорского Палестинского Общества ему был выдан знак и диплом за № 838, а за 25-летний период настоятельства в Спасо-Евфимиевой обители и за особые труды 19-го декабря 1892 года Высочайше награжден орденом св. Анны I степени. Данная награда весьма редкая для духовных лиц, не имеющих святительского сана» [18].
Своей кротостью, ласковым со всеми обращением, смирением, ревностностью к совершению богослужения и его благолепием, всегдашним радушием, желанием подать добрый совет и искренностью в словах, архимандрит Досифей снискал всеобщую любовь и уважение граждан города Суздаля.
4 декабря 1892 года архимандрит Досифей праздновал свой 50-летний юбилей служения Церкви Христовой и 25-летний юбилей своего настоятельства в прославленной Спасо-Евфимиевской обители.
Задолго до этого праздничного дня братия обители вышла с ходатайством к архиепископу Владимирскому и Суздальскому Преосвященному Феогносту (Лебедеву) с просьбой разрешить и благословить предполагаемое торжество. И Владыка благосклонно отнесся к этому начинанию.
«Насколько сильны были любовь и уважение к маститому настоятелю Спасо-Евфимиева монастыря о. архимандриту Досифею, свидетельствует, между прочим то, что в день этого знаменательного юбилея им была получена масса трогательных приветствий не только от Суздальцев, но и из других городов, как-то: Нижнего Новгорода, Владимира, Москвы, Петербурга.
Его приветствовали тогда все слои суздальского населения, с местным городским общественным управлением во главе, при чем, в числе прочих подношений, сопровождавшихся многочисленными адресами, о. архимандрит получил от своих признательных сограждан массивный сребропозлащенный настоятельский жезл» [19].
В торжественный день 4 декабря после Божественной литургии юбиляр выслушал множество теплых слов и принял немало дорогих подарков.
Так, от Суздальской городской думы юбиляра приветствовал городской голова В.А. Охлопин: «Ваше Высокопреподобие, отец архимандрит Досифей! Четверть века прошло с того дня, как Вы вступили в управление Спасо-Евфимиевым монастырем. Ограничив круг деятельности своей смиренным и трудным монашеским обетом, проводя жизнь в тишине монастырской ограды, Вы, тем не менее, сумели сблизиться и сродниться с жителями города, и имя Ваше неразрывно связано со всеми важнейшими событиями в жизни горожан. Ни преклонный возраст, ни посещавшия Вас болезни не уничтожили в Вас той отзывчивости, с которой Вы шли всегда на встречу нашему родному городу, когда мы обращались к Вашей помощи, как служителя алтаря: с одинаковой готовностию являлись Вы приносить с нами молитвы Всевышнему в наших торжествах и вели нас, граждан, молить Творца об отвращении от нас надвигавшегося народного бедствия. Благолепием совершаемого Вами богослужения Вы привлекали горожан всюду, где Вы служили, и праздники Вашего монастыря сделались праздниками города. Теплое радушие и приветливость собирали в настоятельские кельи Ваши из года в год жителей города, и каждый из них, без различия звания и состояния, уносил от Вас ласковое хозяйское слово. Просвещенными трудами Вашими монастырь, а вместе с ним и город наш украсились новым художественно-историческим памятником, с устроением которого далеко по России еще раз повторилось славное имя нашего родного города, хотя и малого, но тесно связанного с великими событиями седой старины отечества. Примите же, Ваше Высокопреподобие, от нас, граждан города Суздаля, в столь торжественный в Вашей жизни день, поздравление и посильный дар наш. Да свидетельствует он о наших непрестанных молитвах пред Творцом о продлении на долгие годы дорогой для нас жизни Вашей».
По прочтении адреса В.А. Охлопин преподнес юбиляру от жителей града Суздаля сребропозлащенный посох, украшенный эмалью. Приняв подарок, архимандрит Досифей, «тронутый выражением добрых чувств и благопожеланий, взволнованным голосом, едва слышно» произнес ответное слово: «Искренно благодарю Суздальское общество за его сочувствие 25-летним моим трудами в здешней святой обители и за подносимый мне жезл. Жезл будет напоминать мне о благорасположении ко мне общества, а выслушанное мною приветствие с полными сердечными благожеланиями усугубит мои недостойные молитвы Господу, чтобы Он хранил общество здравым, мирным и венчал все его труды и благие предприятия желанным успехом на многие и многие лета».
Когда священнослужители заняли в должном порядке свои места, пред отцом архимандритом предстала депутация от Суздальского Общества хоругвеносцев.
Они преподнесли юбиляру икону с изображением святого преподобного Евфимия, Суздальского Чудотворца, и святого преподобного Досифея.
После вручения иконы, председатель Общества А.А. Шерышев обратился от лица всего Общества хоругвеносцев к настоятелю обители с приветственной речью: «Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший и Высокопреподобнейший отец архимандрит Досифей! Да позволено будет и нам, малым в Суздальской братии нашей, хоругвеносцам города Суздаля, засвидетельствовать Вам чувства нашего глубокого уважения к Вашей священной особе, в юбилейный день Вашего 25-летняго настоятельского служения в св. обители преподобного Евфимия, Суздальскаго Чудотворца. Нас хоругвеносцев учили понимать себя, как знаменосцев духовных; а на нашем знамени, на священной хоругви, недавно отнесенной нами в дар великому Угоднику Божию Сергию, изображен вместе с ним и с другими Суздальскими Угодниками и преподобный Евфимий, друг и сомолитвениик Сергия. По житию преподобного Евфимия мы знаем, что сиял он, между прочими своими добродетелями, глубоким почтением к священному сану своего Архипастыря, нашего же Суздальского святителя Иоанна; заявлял всегда и во всем смиренное послушание ему и ничего не начинал в обители своей без его благословения... И мы, грешные знаменосцы, ищущие и желающие подражать великим добродетелям преподобного Евфимия, сочли своею нравственною обязанностию и священным долгом выразить наше усердие и почтение к Вам, о. архимандрит, как преемнику преподобного Евфимия, в нынешний радостный день. Показалось нам приличным - на сооруженной нами иконе в память сего дня изобразить преподобного Досифея, небесного Вашего покровителя по монашеству, и преподобного Евфимия, в обители которого Господь благословил Вас благополучно прослужить 25 лет. Сии Угодники Божии да будут Вашими пособниками и покровителями и на все остальное время Вашей жизни и Вашего служения. А Вас мы усерднейше просим, Высокопреподобный отче Досифее, быть нашим молитвенником пред сими Угодниками Божиими».
Взволнованный от умиления, архимандрит Досифей совершил пред святой иконой троекратное поклонение и, благоговейно приложившись, дрожащим голосом отвечал: «Не нахожу слов для выражения своей благодарности Обществу хоругвеносцев за его приветствие и подносимую св. икону. Недавно еще Общество основалось в нашем городе, и счастливо оно, что приняло на себя многотрудный подвиг — носить св. иконы в крестных ходах ради славы имени Божия. Даруй, Боже, чтобы этот подвиг принес каждому члену Общества благотворный плод. А для сего нужно усвоять себе те духовные совершенства, какие украшали лиц, изображенных на иконах, так чтобы не одно тело подвизалось во славу Божию, но и душа, которая в свое время дает Богу отчет во всех своих мыслях, чувствах и желаниях. В этом смысл и желаю многолетнего процветания и преуспеяния Обществу».
Настоятельница Ризоположенского монастыря, игуменья Серафима (Лотова), преподнесла юбиляру вышитую сестрами обители, на малиновом бархате и окантованную золотой бахромой палицу, с памятной надписью сделанной золотой нитью: «От игумении Серафимы с сестрами Архимандриту Досифею, в день юбилея 4 декабря 1867-1892 года».
Этот дар игуменьи Серафимы ныне хранится в экспозиции Владимиро-Суздальского музея заповедника, и каждый посетитель имеет возможность ее увидеть на первом этаже монастырского Братского корпуса на выставке «История Суздальских монастырей».
Из храма все участники торжества - духовенство, гражданские чины, почетные граждане, учащиеся духовного училища - отправились в настоятельские покои, где в ожидании виновника события разместились в трапезной палате, куда вскоре, при пении певчими тропаря преподобному Евфимию Суздальскому, явился и сам маститый юбиляр, облаченный в мантию.
Протоиерей М.И. Херасков, замечательный церковный вития и не менее того известный своими трудами в богословской литературе, от лица всего духовенства приветствовал юбиляра речью: «Высокопреподобнейший отец архимандрит! Суздальская обитель преподобного отца нашего Евфимия считает и празднует сегодня 25-ю годовщину Вашего в ней настоятельства. День достопамятный, день светлый и радостный в Вашей жизни. Суздальское духовенство, — Ваши собратия и сослужители по сану и по праву священнодействия, — с одной стороны и по собственному чувству содружества и по совместному сожительству с Вами в богоспасаемом городе Суздале хотя и за стенами управляемой Вами обители, а с другой — помня заповедь и пример великого Апостола Павла, как он и сам радовался и сорадовался ученикам и духовным детям своим, и им заповедовал радоваться и сорадоваться себе, — подносим Вам сию священную икону с изображением преподобного Евфимия, вашего святого предшественника по настоятельству, хотя отдаленного от Вас по времени, но конечно близкого и к Вам и к обители Вашей по духу и по молитвенному предстательству за всех нас грешных у Господа Бога. Да будет сия икона памятником нашего общего сочувствия к Вашей радости в радостный юбилейный день Вашего двадцатипятилетнего настоятельства во святой Спасо-Евфимиевой обители. Господь, по молитвам преподобного Евфимия, да укрепит наше общее духовное единение и да поможет нам добре совершить дело нашего служения до вечера и до самого заката наших дней во стране нашего земного пришествия и странничества!».
После этого он преподнес ему от всего духовенства Суздальского городского благочиния икону художественного письма святого преподобного Евфимия в сребропозлащенной ризе, с надписью на обороте: «Высокопреподобному о. архимандриту Досифею от духовенства Суздальскаго благочиннического округа в юбилейный день его 25-летняго настоятельства в Спасо-Евфимьевом монастыре. 4-го декабря 1892 года».
Приложившись к иконе, архимандрит отблагодарил присутствующее духовенство низким поклоном и словами: «За все высказанные Вами чувства благорасположения и благожелания и подносимую икону приношу усерднейшую мою благодарность. Правда, пришлось мне не мало потрудиться в течение 25-ти лет в здешней обители для всех в ней проживающих и проживавших; но я не своими собственными силами нес на своих раменах тяжелые труды, а укрепляем был всемощною благодатию Божиею. Почерпал я и молитвенно испрашивал эту всемощную благодать особенно в священнослужении во храме Божием, и нередко наблюдал и испытывал, как она иногда в минуты самых затруднительных обстоятельств или озаряла мои мысли и открывала уменье выйти победителем всех житейских невзгод, или посылала добрых помощников в необходимой нужде, или совсем разрушала все грозящее мне какою-либо неприятностию. Счастливы мы, о.о. духовные, что имеем дерзновение часто совершать божественную литургию и почерпать для себя благодатную силу, подкрепление и утешение в этом величайшем священнодействии».
Затем юбиляра приветствовал духовник Спасо-Евфимиева монастыря иеромонах Фотий, уроженец города Арзамаса, начинавший свой монашеский путь в Вознесенском Печерском монастыре: «Ваше Высокопреподобие, Высокоуважаемый и искренно любимый о. наш настоятель! Сейчас в св. храме мы молитвенно благодарили Господа за то, что Он своими благодатными силами помог тебе благополучно совершить период 25-летняго управления первоклассною Спасо-Евфимиевою обителью. Теперь в покоях твоих спешим приветствовать тебя с юбилейным днем и открыть тебе чувства своей сыновней любви и сердечной признательности к тебе. Твое ревностное исполнение иноческих обетов укрепляет и нас в подвигах иноческого крестоношения; твоя пламенная любовь, твое благоговение к священнослужению воспламеняет и в нас ревность к службам церковным; твое неустанное отеческое благопопечение об удовлетворении наших вещественных нужд делает наше житие под твоим многоопытным управлением мирным и безмятежным. Таким образом, ты воистину наш нежный многозаботливый отец! Прими же, благостнейший отец, от нас искреннюю нашу признательность и преданность тебе».
В заключение юбиляра поздравил ризничий Московского Златоустова монастыря, иеромонах Венедикт и передал ему от имени Комитета «Христианская помощь» Российского Общества Красного Креста диплом на звание действительного члена Комитета.
По окончании приветствий архимандрит Досифей предложил всем собравшимся «чай и трапезу, которая отличалась искренним одушевлением и носила характер чисто братской трапезы» [20].
До самых своих последних дней отец архимандрит Досифей ревностно исполнял служебные обязанности. Несмотря на старость, он совершал длительные поездки по монастырям, которые были вручены его заботам как отца благочинного. Подтверждением этому служат многочисленные его отчеты, сохранившиеся да наших дней, где он детально и подробно описывает все увиденное.
Смертельная болезнь настигла архимандрита Досифея в июле месяце 1899 года, когда он возвращался в свой монастырь из одной такой поездки. Он неожиданно почувствовал себя очень плохо и принял решение проследовать в Москву для консультаций с врачами.
Отец Досифей был госпитализирован в Московскую 1-ю Градскую больницу, откуда, к сожалению, ему было уже не суждено вернуться в свою родную обитель живым. «Накануне кончины, 21 июля, по желанию болящего, он приобщился Св. Таин и затем над ним было совершено иеромонахами Донского монастыря таинство елеосвящения» [21].
Практически все московские газеты, вышедшие из печати в пятницу 23 июля 1899 года, сообщили на своих страницах о кончине достопамятного отца архимандрита Досифея. Так, газета «Новости дня» сообщала, что «вчера, в 9 часов утра, в 1-й городской больнице скончался 82-лет от роду прибывший сюда для совета с врачами маститый старец, настоятель суздальского Спасо-Преображенского Евфимиева монастыря, отец архимандрит Досифей, совмещавший с званием настоятеля монастыря и должность коменданта суздальской крепости. Покойный имел ордена святого Владимира 3-й и 4-й степени и святой Анны 1-й степени. При совершении богослужения он пользовался некоторыми архиерейскими привилегиями. Вчера же в часовне 1-й городской больницы иеромонахом Заиконоспасского монастыря о. Венедиктом была совершена первая панихида по почившем» [22]. Подобные некрологи опубликовали на своих страницах «Московские ведомости», «Московский листок» и «Русское слово».
Ансамбль 1-й Градской больницы города Москвы был создан в 1826 – 1832 годах по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове. Официальное название больницы сегодня – Городская клиническая больница № 1 имени Н.И. Пирогова, но в народе ее по-прежнему называют 1-й Градской. Это название она приобрела в XIX веке.
Свою историю больница отсчитывает с 22 июля 1802 года. В этот день Голицынская больница, построенная Дмитрием Михайловичем Голицыным, приняла первого пациента. К 1-й Градской больнице это учреждение, на самом деле, еще не имело отношения, но впоследствии оно вошло в комплекс зданий и корпусов легендарной 1-й Градской.
Есть интересный исторический факт о 1-й Градской: бывшая Голицынская в отличие от многих других зданий уцелела во времена нашествия Наполеона. В занятой французами Москве она послужила госпиталем для раненых солдат вражеской наполеоновской армии. Лейб-медик Наполеона Доминик Ларрей тогда высказался: «Голицынская больница - лучшая больница Европы».
В 1828 году по соседству с Голицынской лечебницей началось строительство 1-й Градской больницы. 27 октября 1833 года она приняла первых больных. Первая больница, выстроенная на государственные деньги, так же как и Голицынская, предназначалась для неимущих, была самой крупной по числу мест. Позже были построены новые корпуса родильного дома и гинекологии, терапевтического отделения с амбулаторией и отделение кожных заболеваний.
В 1919 году все эти здания и корпуса стали частью единой 1-й Градской, самой большой в Европе больницы.
При 1-й Градской больнице находилась церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, устроенная державной волей Государя Императора Александра I Благословенного, уже после его кончины в 1833 году.
Во время пребывания в больнице архимандрита Досифея, настоятелем оной церкви с 1883 года был протоиерей Николай Михайлович Марков, а вторым штатным священником с 1893 года Михаил Николаевич Сахаров.
Впоследствии в покоях, где отпевали усопших, была устроена в 1865 году церковь во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радости». В 1891 году были значительно расширены боковые части храма и устроен новый иконостас. Освящение храма состоялось 24 января 1892 года.
По сведениям старых сотрудников больницы, собранным в 1967 году М.Л. Богоявленским, после закрытия храм продолжительное время использовался как морг. Сломали его в середине 1960-х годов и на этом месте выстроили новое здание о двух этажах для прачечной, в котором в 1979 году поместилась аптека 1-й Градской больницы.
Крайне пространный некролог, опубликованный на страницах газеты «Московский листок», за 23 июля, сообщал весьма лестные о почившем сведения: «Почивший о. архимандрит Досифей всегда пользовался искренней любовью и глубоким уважением и от своих подчиненных, и многочисленных почитателей, и духовных детей. Многие иерархи православной церкви и знатные сановники оказывали ему знаки самого высокого внимания, а приснопамятный митрополит сербский Михаил, во время своего пребывания в России, посетивший лично о. Досифея в Суздале, в его монастыре, все время, до своей блаженной кончины, состоял в дружеской переписке с почившим о. архимандритом. Ведя строго-монашеский образ жизни, о. Досифей отличался в тоже время необычайной кротостью; всех обращавшихся к нему он встречал всегда с редкой приветливостью и истинно-отеческим радушием, а его благолепное отправление церковных богослужений поражало своей величественностью и вместе благоговейною простотой. Покойный о. архимандрит Досифей много помогал бедным и при том старался это делать, согласно евангельскому завету, втайне. Принимая живое и деятельное участие во многих благотворительных обществах, о. архимандрит Досифей состоял, между прочим, почетным членом комитета "Христианская Помощь" при российском обществе "Красного креста". Погребение о. Досифея предполагается совершить в Суздале, в Спасо-Евфимиевском монастыре, для величия которого он не жалел ни своих сил, ни здоровья.
Вечная память тебе, почивший в мире о Господе, вдали от любимой тобою св. обители и горячо любившей тебя братии, незабвенный о. архимандрит! Да приимет Господь Бог твою младенчески-кроткую душу в Своих селениях праведных» [23].
Итак, как сообщила газета, первую панихиду по почившему совершил иеромонах Московского Заиконоспасского монастыря отец Венедикт. Это был именно тот священнослужитель, который на юбилее архимандрита Досифея от имени Комитета «Христианская помощь» Российского Общества Красного Креста вручил диплом на звание действительного члена Комитета.
Свой монашеский путь он начал 23 июня 1862 года в Золотниковской пустыни, где принял монашество и был строителем оной (с 1879 по 1881 гг.), подвизался в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, а посему был хорошо знаком с почившим настоятелем.
К сожалению, в его Послужном списке, хранящемся ныне в Центральном историческом архиве Москвы (в фонде Заиконоспасского монастыря) не указаны его мирская фамилия и инициалы. Послужной список иеромонаха Венедикта завершается 1899 годом (сентябрь месяц). В графе «поведение» указано: «Поведения хорошего и к послушанию способен. Архимандрит Игнатий». Есть в списке отца Венедикта и такие слова: «Общим собранием Комитета Христианская помощь Российского Красного Креста избран членом-сотрудником сего Комитета 11 сентября 1891 года. За участие в пожертвованиях по Обществу Красного Креста, состоящему при Комитете Христианская помощь, дважды объявлено Высочайшее благоволение 24 апреля 1894 года. Указом Святейшего Синода от 26 апреля 1894 года за № 1848 разрешено ему принять и носить знак Красного Креста, пожалованный Сербским Обществом Красного Креста» [24].
23 июля 1899 года «утром, тело почившего о. архимандрита суздальского Преображенского монастыря Досифея было положено в металлический гроб и перенесено в часовню при Скорбященском храме 1-й Градской больницы. При гробе по распоряжению местного благочинного отца протоиерея Н.А. Копьева, совершалось непрерывное чтение святого Евангелия. В часовне было совершено несколько панихид: одну из них совершил настоятель архангельского г. Юрьева монастыря о. архимандрит Афанасий. В шестом часу вечера состоялось, при торжественной обстановке, перенесение тела почившего о. архимандрита из больничной часовни в храм Преображения Господня, что в Наливках. К этому времени в часовню прибыли: благочинный московских монастырей даниловский архимандрит Митрофан, настоятель архангельского монастыря владимирской епархии архимандрит Афанасий, благочинный москворецкого сорока о. протоиерей Н.А. Копьев и двенадцать священников и диаконов замоскворецкого благочиния. После совершения краткой литии, металлический гроб с прахом почившего был вынесен из часовни и поставлен на носилки. Печальная процессия с хоругвями и иконами, сопровождаемая всем духовенством, бывшем при выносе, направилась по Калужской и Житной улицам в Спасо-Наливковскую церковь; при следовании процессии в окрестных церквах совершался звон; хор певчих исполнял ирмосы покаянного канона; по сторонам гроба четыре диакона несли зажженные свечи; массы народа следовали за гробом и стояли на пути печального шествия.
В исходе шестого часа вечера процессия прибыла в Спасо-Наливковскую церковь; гроб был внесен в храм, поставлен на катафалк и закрыт покровом из черного бархата. После панихиды началось непрерывное чтение святого Евангелия.
Сегодня в Спасо-Наливковском храме будет совершено, после заупокойной литургии, отпевание тела почившего, а затем уже гроб будет перевезен на Нижегородский вокзал и отправлен в Суздаль» [25].
Отец протоиерей Николай Копьев произнес над гробом архимандрита Досифея проникновенное слово, посвященное памяти маститого старца [26].
Спасский храм, в котором проходило отпевание архимандрита Досифея, был выстроен в 1877 году на месте старой церкви, существовавшей с 1737 года. Деньги на строительство нового храма предоставили прихожане – московские купцы М.И. Крашенинников, М.А. Сологубов, Г.М. Игумнов. В храме было пять престолов.
Этот крупный и приземистый Спасский, что в Наливках храм, выполненный в стиле позднего классицизма, имеющий покрытие в виде купола, поставленного на невысоком барабане, был закрыт и снесен богоборцами в 1929 году. В тридцатых годах ХХ века на его месте построили ряд ничем не примечательных тусклых жилых домов.
Хотелось бы особо отметить двух священнослужителей, принявших непосредственное участие в похоронах отца Досифея.
Настоятель Спасского храма, кандидат богословия и протоиерей Николай Александрович Копьев происходил из духовного сословия. Родился он в семье священника храма во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба в селе Куритниково Звенигородского уезда Московской губернии Александра Копьева, закончил Вифанскую Духовную семинарию, Московскую Духовную академию, и знал множество иностранных языков.
Он прошел длительный путь педагогический деятельности в различных семинариях. В 1874 году он оставил эту деятельность и был определен во священника к московскому Покровскому Василия Блаженного собору, а с 1876 года он служил в Спасском храме, что в Наливках (вначале членом Комиссии по перестройке сего храма). С 1892 года он благочинный Замоскворецкого сорока, а с 1898 года в сане протоиерея.
Отец Николай состоял членом разных общественных организаций: Общества для распространения Священного писания в России; Братства во имя святого преподобного Сергия Радонежского; Общества Попечения о нуждающихся семействах воинов, потерявших зрение на службе; Холмского православного Свято-Богородицкого Братства; Елизаветинского благотворительного Общества; Общества любителей духовного просвещения; Комитета для исторического описания церквей Московской епархии; Географического отделения Императорского Общества любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии при Московском университете; Столичного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского Братства; Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых.
Протоиерей Николай Александрович Копьев 19 января 1897 года был избран в действительные члены Императорского Православного Палестинского Общества с вручением ему Высочайше утвержденного знака сего Общества 2-й степени.
Он принимал активное участие в сборе пожертвований деньгами и вещами на построение собора во имя Пресвятой Троицы в городе Буэнос-Айресе по резолюции Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященного Иоанникия (Руднева), митрополита Московского и Коломенского, от 17 октября 1897 года.
Протоиерей Николай Копьев был удостоен за свою многотрудную жизнь многих наград и поощрений. Он был известным коллекционером, собирал китайские и японские артефакты, предметы русско-японской войны 1905 года. Он скончался 26 сентября 1916 года.
Настоятель Московского Данилова монастыря архимандрит Митрофан (Алякринский), который также принимал участие в похоронах отца Досифея, был хорошо знаком почившему при жизни. Он родился и вырос в городе Суздале и был пострижен в монашество в 1856 году на Троицком подворье в городе Москве. Начинал же он свое служение во Владимирской Флорищевой пустыни с 1843 года, служил во Владимирском Архиерейском доме, долгие годы был в братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, был настоятелем Дмитровского Борисоглебского, Московского Знаменского монастыря.
24 июля в храме Преображения Господня, что в Наливках, было торжественно совершено отпевание отца архимандрита Досифея.
«Заупокойную литургию, начавшуюся в десятом часу утра, совершал благочинный московских монастырей, Даниловский архимандрит о. Митрофан, с местным благочинным и настоятелем храма отцом протоиереем Н.А. Копьевым, иеромонахом Заиконоспасского монастыря о. Венедиктом, родственником почившего, священником одного из сел Нижегородской епархии, о. Петропавловским и прочим духовенством. Масса богомольцев переполняла обширный храм; все свечи и паникадила были зажжены. По исполнении причастного стиха, о. протоиереем Копьевым было произнесено глубоко прочувствованное надгробное слово на текст: "Рабе благий и верный; вжал был еси верен, над многими тя поставлю". В двенадцатом часу дня началось отпевание тела почившего архимандрита. Его совершали: оо. Архимандриты Митрофан и Афанасий, о. протоиерей Н.А. Копьев, о. Венедикт и шестнадцать иеромонахов из московских монастырей в белых облачениях. Канон и антифоны читал о. протоиерей Копьев. На колокольне производился печальный перезвон. В первом часу дня закончилось отпевание; духовенство и все присутствующие в церкви простились с почившим. Металлический гроб был закрыт и запаян.
Во втором часу дня из церкви выступила погребальная процессия на Курский вокзал. Впереди послушники в стихарях несли хоругви, далее следовали хор певчих, исполнявший ирмосы покаянного канона, и двадцать иеромонахов с иконами и подушками с орденами почившего; во главе процессии шли о. протоиерей Н.А. Копьев, оо. Архимандриты Митрофан и Афанасий, а за ними следовала погребальная колесница с балдахином, под которым находился гроб почившего, закрытый покровом из черного бархата. Массы народа сопровождали процессию и стояли по пути ее следования. Все духовенство, с о. Копьевым во главе, шло до вокзала Нижегородской железной дороги, куда процессия прибыла в четвертом часу дня. На вокзале гроб был встречен о. архимандритом Митрофаном, который совершил краткую литию, после которой гроб был внесен в траурный вагон и здесь вновь совершили литию. Вечером вагон с прахом почившего был отправлен с одним из поездов в гор. Владимир, где сегодня он будет встречен на станции преосвященным епископом Платоном Муромским с старшим духовенством гор. Владимира и Суздаля и будет после панихиды перевезен в гор. Суздаль в Евфимиев монастырь, где в понедельник, после заупокойной литургии и панихиды, будет опущен в приготовленную могилу возле соборного храма» [27].
Согласно «Метрической книге Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря» архимандрит Досифей скончался 22 июля и был погребен 26 июля, 82 лет от роду, «на монастырском кладбище против теплого храма в Спасо-Евфимиевом монастыре. Погребение совершали Данилова монастыря Архимандрит Митрофан и Архимандрит Афанасий Юрьева Архангельского монастыря, казначей Спасо-Евфимиева монастыря Иеромонах Владимир и Иеромонах Иоанникий с белым и черным духовенством» [28].
Итак, досточтимый и много потрудившийся на благо Нижегородского Вознесенского Печерского и Суздальского Спасо-Евфимиева монастырей, архимандрит Досифей (Цветков) упокоился у теплого храма во имя Успения Пресвятой Богородицы монастыря святого преподобного Евфимия, Суздальского Чудотворца, помощи у которого он испрашивал, заступая на настоятельскую должность, и служению которому он посвятил долгие годы.
Успенская трапезная церковь, сооруженная в последней четверти XVI века, расположена перед главным монастырским Спасо-Преображенским собором и напротив звонницы.
Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников. Мощная апсида украшена лопатками и килевидными арочками, с восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой. С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную трапезную палату, покрытую тесовой кровлей. Нижний этаж трапезной палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, в верхнем помещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.
К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII века — архимандритский корпус — возведенный между 1628 и 1660 годами.
В 1971-1981 годах звонница, Успенская трапезная церковь и архимандритский корпус подверглись комплексной реставрации. Была восстановлена первоначальная объемно-планировочная структура и форма памятников, воссозданы своды, оконные и дверные проемы, а также декоративное убранство фасадов. В 2001-2008 годах реставрационные работы были продолжены. Были проведены комплексные работы по борьбе с деформацией фундамента и стен, ведущей к образованию трещин и угрожавшей полным разрушением сооружений. Для спасения зданий был применен комплекс мер по инженерному укреплению, включавший установку анкеров в фундамент и стены архимандритского корпуса и звонницы. В 2008 году была проведена соответствующая окраска звонницы, отражающая разновременность строительства ее составных частей, а также восстановлены куранты. Был произведен ремонт фасадов Успенской трапезной церкви с Диомидовском приделом, покрытия закомар и главок выполнены из меди, а в ее кровле использован биметалл.
Мне, как исследователю, историку и биографу досточтимого труженика отца архимандрита Досифея, множество раз доводилось бывать в древнем Суздале, и конечно каждый раз я посещал любимый и дорогой сердцу Спасо-Евфимиев монастырь.
Молясь у мощей святого преподобного Евфимия Чудотворца, гуляя по монастырю, наслаждаясь чудными запахами аптекарского огорода, слушая колокольные звоны, неспешно осматривая коллекции музея, прогуливаясь по стенам и рассматривая старые фотографии, я подключал воображение и представлял его былое величие, старался увидеть его таким, каким он был до переворота 1917 года.
Сейчас от монастырского некрополя не осталось ничего, не уцелело и надгробие архимандрита Досифея. Но есть наша память, есть документы, есть острое и неопределимое желание положить у алтаря Успенского храма гранитную плиту в память отца Досифея. Сделать это для того, чтобы многочисленные гости, туристы и паломники помянули сего труженика, а память о его светлой и доброй жизни не угасла бы в стенах той обители, которой он добросовестно и искренне служил долгие годы!
Можно смело и уверенно сказать, что своим благоустройством монастырь всецело обязан своему настоятелю архимандриту Досифею, который отдал тридцать с лишним лет, чтобы донести до нас светлую память спасителя Отечества князя Димитрия Пожарского и красоту древней обители, выстроенной нашими великими предками.
Александр Николаевич Панин.
Примечания:
- Тимофеева Т.П. Суздаль. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. 2015. С. 2-5.
- Там же. С. 26.
- Калинин В.С. История Спасо-Евфимиева монастыря как многогранного объекта исторического наследия Российской культуры. Ссылка с сайта http://ist-konkurs.ru/raboty/.
- Историческое собрание из разных летописей и повествований о граде Суждале. Сочинение ключаря Суздальского собора Анания Федорова // РГБ ОР. Фонд 256, дело 5. Л. 22 об.
- Калинин В.С. История Спасо-Евфимиева монастыря как многогранного объекта исторического наследия Российской культуры. Ссылка с сайта http://ist-konkurs.ru/raboty/.
- Там же.
- Тихон (Затекин), архимандрит. Древняя обитель. История Вознесенского Печерского монастыря в жизнеописаниях его настоятелей. Том 2. Н.Новгород., 2013. С. 27-43.
- Там же. С. 27-28.
- Путешествие Его Императорского Высочества, Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича в Нижний Новгород, Казань и Москву в 1861 году. Спб., 1861. С 54-55.
- РГАДА. Фонд 1203, опись 1, дело 15. Л. 8об.-9.
- Там же.
- Там же. Дело 3. Л. 1-3.
- Там же. Дело 4. Л. 1-1об.
- Там же. Дело 7. Л. 1-1об.
- Там же. Дело 13. Л. 1-3.
- Пругавин А.С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. Издание «Посредника»., б/д. С. 20-23, 71.
- Шереметьев С.Д., граф. Русские писатели о святых местах: И.С.Тургенев. Н.Н.Страхов. С.П.Шевырев. М., 1899. С. 54-55.
- Владимирские епархиальные ведомости. Владимир. № 6. 1893. С. 566.
- Отец архимандрит Досифей, настоятель суздальского Спасо-Евфимиева первоклассного монастыря. Московский листок. № 203. 23 июля. 1899. С. 2.
- Чествование настоятеля Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, о. архимандрита Досифея, по случаю исполнившегося 50-летия служения в священном сане и 25-летия его настоятельского служения в городе Суздале. Владимирские епархиальные ведомости. Владимир. № 19. 1893. С. 566 -579.
- Отец архимандрит Досифей, настоятель суздальского Спасо-Евфимиева первоклассного монастыря. Московский листок. № 203. 23 июля. 1899. С. 3.
- Новости дня. № 5803. 23 июля. 1899. С. 2.
- Отец архимандрит Досифей, настоятель суздальского Спасо-Евфимиева первоклассного монастыря. Московский листок. № 203. 23 июля. 1899. С. 3.
- ЦИАМ. Фонд 1189, опись 2, дело 473. Л. 7об.-8об.
- Московский листок. № 204. 24 июля. 1899. С. 2.
- Новости дня. № 5805. 25 июля. 1899. С. 2.
- Московский листок. № 205. 25 июля. 1899. С. 2.
- ГАВО. Фонд 590, опись 11, дело 173. Л. 299об.