На территории Николо-Берлюковского монастыря были погребены многие достойные люди, прославившие Россию и отдавшие все свои силы для блага Родины, Церкви и своих современников.
К сожалению, некрополь монастыря был практически полностью уничтожен в советские богоборческие годы. За время возрождения, начиная с 2003 года, на территории монастыря было обнаружено всего пять надгробных памятников.
Летом 2016 года в монастыре начались комплексные ремонтно-восстановительные работы по возрождению монастырского собора во имя Пресвятой Троицы.
Во время этих работ было обнаружено еще четыре надгробных памятника: почетной гражданки Ксении Михайловны Соловьевой, Александры Михайловны Демидовой, иеромонаха Иринарха и еще один с уничтоженными текстами. Историческая справедливость восстановлена, обнаружена еще одна нить, связующая нас с нашими предками.
Памятник иеромонаху Иринарху сохранился довольно хорошо. Практически не пострадал сам монумент, очень хорошо читается надпись. Лишь крест, венчавший надгробный камень, практически не сохранился (сохранилась лишь его верхняя часть).
На надгробном камне есть надпись: «Господи! Приими дух мой с миром. Иеромонах Иринарх скончался 1859 года марта 31 дня в 9 часов по полудни на 83 году от рождения в монашестве проводил жизнь 45 лет».
Как отмечено в надписи, 45 лет провел отец Иринарх в монашестве. Что же мы знаем об этом человеке, который столько лет возносил свои молитвы ко Господу, моля его за весь мир? Это был, несомненно, достойный монах, всю свою жизнь посвятивший Богу и людям. Буквально по крупицам удалось восстановить его жизненный путь.
Родился он в уездном городе Алексине Тульской губернии и происходил из купеческого сословия. В миру он именовался Иваном Григорьевичем Бурдузьиным. Впоследствии его родители переехали в Сергиев Посад Московской губернии и состояли в купеческом сословии этого города.
2 июля 1809 года Иван Григорьев вступил в братство Дмитровского Николаевского Пешношского монастыря. Свято-Николаевский Пешношский мужской монастырь — одна из древнейших обителей Московской Руси. Монастырь был основан во второй половине XIV столетия в 25 верстах от города Дмитрова на реке Яхроме учеником святого преподобного Сергия Радонежского святым преподобным Мефодием Пешношским.
По указу Московской Духовной Консистории 22 июня 1811 года послушник Иван Григорьев Бурдузьин согласно его прошению был переведен в Московский Покровский монастырь.
Московский Покровский мужской монастырь (ныне женский) был основан в 1635 году Царем Михаилом Феодоровичем в память своего родителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Ранее на месте монастыря находилось кладбище бездомных людей и неизвестных странников, поэтому в первое время своего существования монастырь назывался также «Божедомским» или «на Убогих домах».
Это было как раз то время, когда этой обителью (с 1806 года) управлял известный строитель игумен Иона, «старец добрый, благочестивый и ревнительный к благолeпию дома Божия; его простодушная ласковость привлекала благочестивых вкладчиков» [1].
Пребывая однажды в Москве, Государь Император Александр I Благословенный внезапно, без предупреждения, заехал в Покровский монастырь и застал настоятеля Иону в одной власянице стоявшего за молитвой в келье. «Государь, — сказал ему старец, — в чем застал, в том и суди! На что Император ответил: Я желал бы заставать в таком занятии и всех монахов» [2].
В «Ведомости, учиненной Московской епархии в Московском Заштатном Покровском монастыре о находящихся в оном монашествующих и бельцах, с показанием, кто оные имянно и каких качеств, за 1811 год», показано, что «Иван Григорьев, послушник, 34 лет, обучен чтению и письму, исправляет крылосное пение и чтение, штрафован не был и дел никаких не имеется. К Крылосному пению и монастырским послушаниям способен» [3].
Послушнику Ивану Григорьеву суждено было пережить тяжкую годину испытаний для Москвы и для Покровского монастыря – 1812 год. Он сопровождал в числе других монахов и послушников ризницу обители в город Вологду.
Вернувшись в числе других в монастырь, он принял деятельное участие в восстановлении поруганной обители. Главные святыни были заранее вывезены в Вологду перед приходом наполеоновского войска, но вся церковная утварь, спрятанная в трубе церковной печи, была найдена и разграблена. В храмах неприятели устроили стойла для лошадей, множество икон сожгли, престолы и жертвенники использовали как столы.
29 ноября 1814 года послушник Иван Григорьев Бурдузьин был пострижен в монашество с наречением имени Иринарх (др.-греч. Είρήναρχος; «правитель мира», от εἰρήνη — мир, ἄρχω — правлю). Свое монашеское имя он получил в честь мученика Иринарха Севастийского, пострадавшего во время гонений на христианство при язычнике императоре Диоклетиане (284-305 гг.).
На основании указа из Московской Духовной Консистории за № 3250 от 31 октября 1814 года было приказано: «Вдового диакона Стефана Дмитриева и послушника Ивана Григорьева Бурдузьина, по желанию их в монашество на основании духовного регламента, и именных высочайших указов, в штатное число постричь дозволить… О получении сего указа и что из означенных пострижеников послушник Иван Григорьев ноября 29-го в монашество пострижен и наречено имя Иринарх Московской Духовной Консистории декабря 2-го рапортовало» [4].
29 марта 1815 года монах Иринарх был рукоположен во иеродиакона [5]. В 1821 году иеродиакон Иринарх подал прошение о переводе его в Московский Кремлевский Чудов монастырь.
«По указу Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Московской Духовной Консистории Московского Кафедрального Чудова монастыря наместнику отцу Архимандриту Феофилакту. По данным Святейшего Правительствующего Синода члену Высокопреосвященному Сарафиму митрополиту Московскому и Коломенскому Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-архимандриту и разных орденов кавалеру Московского Покровского монастыря Иеродиакон Иринарх прошением просил о определении его, в какой либо монастырь, а на посланной из Консистории запрос объявили Вы согласие на принятие его в Чудов монастырь. Посему и во исполнение резолюции Его Высокопреосвященства Московскою Духовную Консисториею определено: означенному Иеродиакону Иринарху в оном Чудове монастыре в числе братства быть и у вас находится в надлежащем послушании и повиновении и о том к вам отцу наместнику послать сей указ. Января 17-го дня 1821 года. Покровского собора Протоиерей Иоанн Платонов» [6].
Чудов монастырь был основан святителем митрополитом Алексием, воспитателем и духовным наставником Великого Князя Дмитрия Донского в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды Джанибека, прозревшей молитвами святителя.
Своего наивысшего расцвета монастырь достиг к началу XVII века. В это время при поддержке Патриарха Московского и всея Руси Филарета здесь стало принимать своих первых слушателей греко-латинское училище. В монастырской ризнице хранились ценнейшие вклады русских царей, великих бояр и князей. Здесь находилась огромная библиотека, с бесценными образцами древних книг. Это было одно из самых значимых книгохранилищ России.
При Государе Императоре Николае I монастырь становится и центром общественной жизни Москвы – здесь отмечаются крупные события жизни государства, например, в стенах монастыря 21 ноября 1826 года Его Величество Николай I устроил торжества в честь первой военной победы над Персидской империей в Русско-персидской войне 1826-1828 годов. Военные трофеи, – ключи от крепостей и «знамена шаховы» – остались на вечное хранение в обители. После восстания «декабристов» Государем Императором был заказан в монастыре благодарственный молебен за избавление от «крамол, угрожавших бедствиями всему Государству Российскому» и для провозглашения вечной памяти воинам, павшим 14 декабря 1825 года «За Отечество и Государя».
Здесь в самом центре России, в Московском Кремле отец Иринарх провел 23 года своей монашеской жизни. Он был свидетелем и участником многих исторических событий, а также современником выдающихся деятелей России и Русской Православной Церкви. 7 декабря 1824 года он был рукоположен в иеромонаха [7].
За годы его жизни в монастыре эту обитель возглавляли архимандриты Киприан (Скрипицын), впоследствии епископ Вятский и Великопермский и Иларион (Григорович), впоследствии епископ Сарский и Подонский. Епископ Иларион 12 лет управлял Крутицкой епархией и считался одним из самых замечательных архипастырей за все годы, предшествовавшие его святительству на Крутицах. Он оставил память в народе как человек богоугодной жизни. Он прославлен как местночтимый святой Тульской епархии, имя святителя включено в Собор святых и подвижников благочестия в земле Тульской просиявших и в Собор Брянских святых. Нет сомнения, что общение с этими выдающимися деятелями оказало влияние на отца Иринарха.
В 1844 году иеромонах Иринарх написал прошение о переводе его в подмосковную Николаевскую Берлюковскую пустынь.
В 1829 году Николаевская Берлюковская мужская пустынь чудесным образом обрела великую святыню – чудотворную икону «Лобзание Иисуса Христа Иудою».
Событие это произвело на современников неизгладимое впечатление и сразу превратило обитель в одну из почитаемых. Нескончаемым потоком потянулись сюда тысячи и тысячи людей для поклонения чудотворному образу Спасителя. Шли за исцелением от телесных и душевных ран, шли за духовным прозрением, шли и получали по вере своей. Поток богомольцев был настолько велик, что в начале ХХ века планировалось даже проложить трамвайные пути в обитель из города Богородска, но помешала начавшаяся война.
Все это способствовало тому, что монастырь стал играть роль культурного центра Московской губернии. Почитаема была пустынь и среди московских жителей. Так, в 1864 году известный духовный писатель Иван Иванович Шевелкин, посетивший обитель, написал о ней: «Берлюковская пустынь, о которой знает вся Москва и усердно посещает ее» [8].
В эти годы обителью управлял один из самых значимых Берлюковских настоятелей, иеромонах (впоследствии архимандрит) Венедикт (Протопопов).
Отец Венедикт сочетал в себе разные таланты настоятельской должности: он был очень образованным человеком, выдающимся организатором и администратором, мудрым духовником, умеющим утешить и простого крестьянина и богатого дворянина, был настоящим патриотом своей Родины.
За время правления отца Венедикта обитель превратилась в красивый архитектурный комплекс с великолепными храмами, достойными столичного уровня, установилась традиция почитания чудотворного образа «Лобзание Иисуса Христа Иудою», было положено начало мощнейшим крестным ходам. Увеличилась более чем в три раза и духовно укрепилась братия, впервые превысив численность монашествующих в 50 человек, была положена традиция старчества, а обитель стала известна далеко за пределами Московской губернии.
На основании указа Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Московской Духовной Консистории: «Московского Чудова монастыря Иеромонаха Иринарха, о перемещении его в число братства Николаевской Берлюковской пустыни; резолюциею Его Высокопреосвященства, последовавшую на сем прошении 31 декабря 1843 года за № 431, коею предписано: согласно с желанием перевесть, – приказали: О перемещении Иеромонаха Иринарха из Чудова монастыря в Берлюковскую пустынь послать указы к Чудовскому наместнику и к Берлюковскому игумену с приложением копии послужного списка Иринарха. Января 12 дня 1844 года» [9].
С 1844 года до самой своей смерти в 1859 году иеромонах Иринарх провел в братстве Берлюковской обители. При нем обитель процвела во всех отношениях, и именно в эти годы был выстроен удивительный и грандиозный монастырский ансамбль.
В 1844 году в монастыре уже активно шло строительство величественного собора Христа Спасителя, строящегося специально для чудотворного образа. Торжественное освящение нового каменного соборного храма во имя чудотворного образа Христа Спасителя состоялось 12 сентября 1848 года, возглавил которое Высокопреосвященный Филарет, митрополит Московский и Коломенский.
В октябре 1844 года в обители начинается строительство храма во имя Всех Святых. Храм был заложен на западной стороне монастырской ограды. С двух сторон к нему примыкали двухэтажные каменные келейные корпуса. По окончании строительства правый корпус стал настоятельским, в левом была размещена монастырская больница, а позднее аптека. 29 июня 1853 года каменная одноглавая церковь во имя Всех Святых была торжественно освящена митрополитом Московским и Коломенским Филаретом. А в 1853 году был освящен еще один храм – во имя святителя Василия Великого над святыми вратами.
1 июня 1855 года внезапно, от апоплексического удара, скончался архимандрит Венедикт и вскоре обитель возглавил известный духовный писатель, постриженик Святой Горы Афонской иеромонах (впоследствии игумен) Парфений (Агеев).
В послужных списках братии в эти годы всегда неизменно отмечается про отца Иринарха, что поведения он «хорошего» и «очень хорошего» [10].
В последние годы отец Иринарх сильно болел. Так в «Ведомости о строителе иеромонахе Парфение Николаевской Берлюковской пустыни за 1857 год», показан иеромонах Иринарх, как «престарелый и исключенный из штата» [11].
В 1858-1864 годах были проведены масштабные реставрационные работы в Троицком соборе: разобран старый храмовый купол и сделан новый, вызолочены кресты на храме и колокольне, сделана новая лестница на колокольню, крыша покрыта новым листовым железом, изготовлен новый вызолоченный иконостас.
Свои средства для этих работ пожертвовал иеромонах Иринарх, что отмечено в донесении исправляющего должность строителя монастыря иеромонаха Иосифа (Иванова): «Николаевской Берлюковской пустыни Иеромонах Иринарх и Московский купец Буланов из усердия своего пожертвовали на возобновление позолотою иконостаса, что в Троицкой церкви, первый 380 рублей, 2-й 300 рублей» [12]. Хотелось бы добавить, что купец Буланов, упоминаемый в этом документе – московский 2-й гильдии купец Михаил Федорович Буланов, занимающийся торговлей шелком.
Эта жертва была не единственной. Незадолго до смерти он написал завещание, в котором пожертвовал 1000 рублей на ремонт Троицкого собора и именно на эти средства был разобран старый деревянный купол и изготовлен новый каменный [13].
Несомненно, что эта жертва отца Иринарха явилась решающей в реставрационных работах, проводимых в Троицком соборе.
Иеромонах Иринарх скончался 31 марта 1859 года. 1 апреля отец строитель иеромонах Иосиф доносил Высокопреосвященному Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, что «Находящийся в Николаевской Берлюковской пустыне в числе братства Иеромонах Иринарх волею Божиею в 31-день прошлого марта скончался от водяной болезни, быв исповедан и Св. Христовых Тайн Приобщаем и соборован. Оставшееся после него имение, заключающееся в монастырской одежде, по монастырскому общежительному ставу, роздано другим братиям… Апреля 1 дня 1859 года» [14].
Он был погребен у Троицкого собора, а на его могиле установлен надгробный камень, уцелевший до наших дней.
Александр Николаевич Панин
Примечание:
- Основание Покровского монастыря. Ссылка с сайта http://www.pokrov-monastir.ru/.
- История Покровского монастыря. Ссылка с сайта http://www.openmoscow.ru/.
- ЦИАМ. Фонд 1183, опись 2, дело 1. Л. 109об.-113.
- Там же. Л. 301-301об.
- ЦИАМ. Фонд 709, опись 1, дело 131. Л. 20об.-21.
- ЦИАМ. Фонд 1207, опись 1, дело 9. Л. 279-279об.
- ЦИАМ. Фонд 709, опись 1, дело 131. Л. 20об.-21.
- Шевелкин И.И. Поездка в Берлюковскую пустынь. Душеполезное чтение. 1864. Ч. 3. № 9. С. 2.
- ЦИАМ. Фонд 709, опись 1, дело 81. Л. 8-8об.
- ЦИАМ. Фонд 709, опись 1, дело 131. Л. 21.
- Там же. Л. 20об.
- ЦИАМ. Фонд 709, опись 1, дело 149. Л. 1.
- Там же. Л. 22-22об.
- ЦИАМ. Фонд 709, опись 1, дело 155. Л. 6.