4 февраля 1905 года в самом центре государства, в Московском Кремле, среди его древних духовных святынь, пал смертью героя Великий князь Сергей Александрович. Он погиб с полным осознанием, что его жизни угрожает опасность, что на него уже давно объявлена настоящая охота. Но ни на какие уговоры об осторожности Великий князь не реагировал. Это был человек, испугать которого или заставить изменить своим убеждениям и принципам, было просто невозможно.
Великая княгиня Елизавета Федоровна при помощи единомышленников создаст немало удивительных духовных памятников своему почившему супругу: место его упокоения в Московском Чудовом монастыре – храм-усыпальница во имя преподобного Сергия Радонежского, храм в Москве на Ходынском поле во имя иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», поклонный крест на месте гибели Великого князя.
Среди этих святынь видное место занимал Сергиев скит Калужского отдела Императорского Православного Палестинского Общества в память почившего Великого князя Сергея Александровича.
Эта монашеская обитель была основана по почину Калужского отдела Императорского Православного Палестинского Общества и при непосредственном участии Великой княгини Елизаветы Федоровны.
4 февраля 1906 года было положено начало строительству уникального духовного и культурного центра – Сергиева скита. Эта обитель возникла у деревни Мстихино, что невдалеке от Калуги. Великий князь при жизни мечтал выстроить храм в память столь почитаемого им святого, имя которого он носил. И вот, после его гибели калужане решили поддержать эту инициативу.
Сергиев скит стал единственным монастырем на территории всей Российской Империи, основанным в память патриота земли русской – Великого князя Сергея Александровича. Основание обители получило полную поддержку Императора Николая II, Святейшего Синода, Императорского Православного Палестинского Общества, а также Великой княгини Елизаветы Федоровны.
Первым настоятелем монастыря стал действительный член Калужского отделения ИППО иеромонах (впоследствии игумен) отец Герасим (Гаврилов). Он вел строгую подвижническую жизнь, славился доброй душой и отзывчивым сердцем, был страннолюбцем и имел духовный дар предвидения. Под его мудрым руководством, благодаря духовному опыту и любящему сердцу, Сергиев скит поистине стал оплотом веры и духа! «Приезжайте ко мне в скит, как к себе домой!», – часто любил повторять старец Герасим.
Жертвователи, пожелавшие увековечить память почившего Великого князя, были людьми разных слоев общества. Среди них представители власти, священнослужители, купцы, крестьяне, мещане, военные. Так, общими усилиями Церкви, светской власти и простых верующих калужан было положено начало строительству и последующей миссионерской деятельности Сергиева скита.
Сергиев скит Калужского отделения ИППО (именно Императорскому Православному Палестинскому Обществу принадлежали все земли, на которых располагались постройки) очень быстро стал духовным центром Калужской земли. На его территории расположились храмы для молитвы, больницы, музей памяти Великого князя Сергея Александровича, а также истории Калужского отделения ИППО, гостиницы, магазины, дома для бедных странников, в этом месте можно было приобрести билеты на Святую Землю, найти приют и отдых до и после паломничества. Сергиев скит дважды посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна (в 1911 и в 1915 годах).
История Сергиева скита за период правления богоборческой власти полна драматизма, варварских разрушений и уничтожений, преследования верующих. Второй его настоятель иеромонах Авксентий (Бунин) пережил грабежи монастырского имущества, за открытое исповедание веры и исполнение своих прямых обязанностей заключен под стражу, терпел поношения и издевательства. Прошедший вместе с братией скита все перипетии и ужасы безбожного времени, он оставил нам удивительные слова, в которых заключен тысячелетний опыт русского православного монашества, опыт духовного делания и стяжания добродетелей, что помог выстоять Церкви в период яростных гонений. В ответ на временное заключение и пребывание под арестом, сразу после освобождения он сказал: «Я возблагодарил Господа за то, что Он премудро показал мне, что такое есть темница Петра и Павла, и что затвор, что режим жесткого Диоклетиана. И пошел домой я, радуясь о великом приобретении».
В собрании Историко-Генеалогического Центра «Архивное Дело» имеется большой и уникальный материал, собранный в разные годы на базе 25 государственных и частных архивов, в котором отражена судьба Сергиева скита и его насельников.
- Рукописные документы, подтвержденные ссылками на архив (Послужные списки настоятелей, братии, жертвователей, членов их семей, постановления Святейшего Синода, Калужской Духовной Консистории, Калужского губернатора, повседневная жизнь скита) – 855 документов.
- Рукописные и сканированные в высоком разрешении статьи из периодической печати, посвященные различным аспектам истории обители и причастных к ней лиц – 98 статей.
- Сканированные в высоком разрешении административные, хозяйственные и биографические документы из 25 архивов, посвященные различным периодам истории скита, благодетелям, паломникам и путешественникам, членам Дома Романовых, духовенству и высшим сановникам Российской Империи – 670 документов.
- Фотографии, литографии, гравюры, портреты, карты, планы, схемы, чертежи и открытки (в высоком разрешении) – 122 единицы.
- Книги по истории скита, посвященные разные аспекты жизни и деятельности, включая воспоминания, а также изданные в советское время и наши дни – 17 (все книги сканированы в высоком разрешении, включая иллюстративный материал).