Пётр Арсеньевич Смирнов – основатель всемирно известного бренда с полуторавековой историей.
Русский предприниматель, производитель алкогольной продукции, учредитель и глава Высочайше утверждённого «Товарищества П.А. Смирнова в Москве», поставщик Двора Его Императорского Величества, поставщик двора короля Швеции Оскара II и Великого князя Сергея Александровича, основатель всемирно известной торговой марки Smirnoff – Петр Арсеньевич Смирнов (1831–1898) родился в семье крепостных, проживавших в деревне Каюрово Мышкинского уезда Ярославской губернии. Его отец, Арсений Алексеевич, занимавшийся промыслом по «здабриванию кизлярских и ренсковых (рейнских) вин», скопил немалое состояние, благодаря которому получил в 1857 году вольную, а также право именоваться фамилией Смирнов. Переехав с семьей в Москву, он основал в 1860 году в Замоскворечье свой винный погреб. Петр, работавший поначалу при отце приказчиком, вскоре стал его полноправным преемником. Однако он не желал ограничиваться только торговлей, а стремился выпускать собственные алкогольные напитки. Благодаря необычайной энергичности и предприимчивости, а также упразднению в то время в России монополии на изготовление алкогольной продукции Петр Арсеньевич быстро расширил дела и уже в 1863 году построил на Овчинниковской набережной у Чугунного моста небольшой водочный завод.
Объемы производства и популярность выпускаемой Петром Арсеньевичем Смирновым продукции росли необычайно быстро. Так в 1873 году представленный им товар получил почетный диплом Всемирной промышленной выставки в Вене, а в 1876 году был представлен на Всемирной промышленной выставке в Филадельфии. В 1877 году смирновская продукция была удостоена права размещения государственного герба, а в 1886 году Петр Арсеньевич был официально объявлен Поставщиком Двора Его Императорского Величества. Кроме того, свои товары он поставлял Королю Швеции и Норвегии Оскару II и Его Императорскому Высочеству Великому князю Сергею Александровичу.
Любителями и ценителями смирновских напитков были не только богатые и титулованные особы. Настойки и ликеры «Зубровка», «Травничек», «Сухарничек», «Лимонничек», «Малороссийская запеканка», «Спотыкач», «Свежая черешневая», «Листовка», «Мамура» (ликер из ягод Северной России), «Ерофеич» (на двадцати травах) и многие другие были широко известны в народе. Но особым спросом пользовалось, конечно, его «Столовое вино № 21». Эта замечательная водка, обладающая «питейной мягкостью» и доступной ценой, стала поистине всенародным крепким напитком.
Излишне и говорить, что Петр Арсеньевич был одним из известнейших и состоятельнейших людей своего времени, его капитал исчислялся миллионами. Но он никогда не забывал о благотворительности, помощи бедным и нуждающимся. На собственные средства он выстроил одно из зданий Александро-Мариинского женского училища, жертвовал большие суммы, в частности, Московской глазной и Алексеевской психиатрической больницам, Московскому отделению Попечительства о слепых и Обществу военных врачей, Иверской общине сестер милосердия и Попечительству о недостаточных ученицах Елизаветинской женской гимназии, а также на реставрацию соборов Кремля и многих других храмов.
Суровые испытания на долю Петра Арсеньевича выпали в 1895 году, когда правительство приняло решение о возвращении монополии на водку. Вскоре объемы производства его продукции упали в 15 раз, а три года спустя, в 1898 году, сам «король русской водки» слег и скоропостижно скончался.
После смерти дело Петра Арсеньевича Смирнова продолжили его сыновья – Пётр, Николай и Владимир. До Первой мировой войны компания производила более 4 млн. ящиков водки в год.
В 1917 году семейная фирма Смирновых была национализирована, а один из сыновей Петра Арсеньевича, Владимир Петрович, эмигрировавший на Запад, в 1933 году продал свои права на знаменитую торговую марку «Smirnoff» другому эмигранту – Рудольфу Куннету, семья которого до революции была поставщиком зерна для П.А. Смирнова в Москве. Тот, в свою очередь, столкнувшись позднее с серьезными материальными затруднениями, в 1938 году также перепродал права на торговую марку «Smirnoff» Джону Мартину, владельцу компании Heublein. С этого момента бренд полностью утратил связь с Россией. Однако в 1992 году торговую марку «Смирновъ» возродил Борис Алексеевич Смирнов, праправнук Петра Арсеньевича Смирнова. Но зарубежная компания Diageo, владеющая правами на бренд, после многочисленных судебных процессов поглотила компанию, сделав ее своим дочерним предприятием.
В результате на сегодняшний день выпуск водки марки «Smirnoff» практически полностью контролируется британской компанией Diageo. Но русское происхождение легендарного бренда, несомненно, будут помнить всегда.