Генеалогия всех сословий – дворянства, крестьянства и духовенства,
мещан и казачества – равноценна и чрезвычайно важна для возрождения
традиций российской духовности. В истории каждой семьи, словно в капле воды
отражается целый мир, вся трагическая и великая история нашей Державы.
Глава Российского Императорского Дома Романовых
Великая княгиня Мария Владимировна
Итак, что же такое генеалогия? Известный русский ученый Леонид Михайлович Савелов давал этой науке такое определение: «Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц». Это определение довольно точно характеризует генеалогию как прикладную отрасль исторической науки. Когда же речь идет об истории конкретной семьи, более близким оказывается другое определение Л.М. Савелова: «Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и семейной».
В Российской Империи всегда уделялось очень большое внимание сохранению и систематизации всего, что связано с генеалогией (что неудивительно, поскольку в традиционном русском обществе генеалогические знания необходимы были хотя бы для того, чтобы доказать право и обязанность человека принадлежать к определенному сословию, то есть к определенной части общества по праву рождения. Именно поэтому сегодня все городские, областные и краевые архивы хранят тысячи свидетельств истории родов.
Одним из важнейших источников для архивной работы являются ревизские сказки – документы, отражающие результаты ревизий податного населения Российской Империи в XVIII – первой половине XIX в., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки представляют собой регулярно составлявшиеся поименные списки населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, а кроме того, имена и отчества всех членов его семьи с указанием возраста и степени родства по отношению к главе семьи. В ревизские сказки включались лица как мужского, так и женского пола, однако в сводных таблицах женский пол не упоминался. В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян – старостами, в частных владениях – помещиками либо их управляющими.
Не менее важные сведения часто содержат также исповедные ведомости – ежегодно составляемые отчетные документы по каждому православному приходу в Российской Империи XVIII – начала XX в., представляющие собой посемейные списки всех проживавших на приписанной к тому или иному храму территории прихожан. Исповедные ведомости многое могут рассказать о любом человеке – посещал ли он, например, во время Великого поста (или других постов) храм, исповедовался ли, причащался ли Святых Христовых Таин, а если нет, то по какой причине. Там же отмечено и его социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительства, возраст, состав семьи.
При каждом православном храме вплоть до 1917 г. велись метрические книги, куда скрупулезно заносились данные о родившихся, умерших (с указанием причины смерти и места погребения), бракосочетавшихся. Так, в метрической записи о родившихся всегда указано имя новорожденного, день принятия святого крещения, родители, а также имя священника и других членов причта, принимавших в крещении участие.
После революции и установления в нашей стране советской власти эти бесценные книги были изъяты у Церкви и поступили на хранение в архивы, где и находятся до наших дней.