Услуги по поиску информации в архивах, частных архивах, библиотеках, музеях РФ о происхождении торговой марки (бренда) предприятия или общества.
История торговых марок – одно из важных направлений работы центра «Архивное дело». Мы разыскиваем в архивах по всей России важную информацию, касающуюся истории коммерческих компаний и промышленных производств, работающих в стране.
Благодаря усилиям наших сотрудников клиенты центра могут узнать:
- историю становления и развития многих отечественных торговых марок и организаций;
- географию их работы в Российской Империи и СССР, а также за пределами нашей Родины;
- достоверную информацию об основателях, основных торговых партнерах и клиентах.
История брендов помогает лучше понять нашу страну, оценить масштаб ее экономики. А ведь в дореволюционной России предпринимательство было хорошо развито, и многие современные торговые марки берут начало именно оттуда.
Полная история торговых марок отечественных компаний от нашего центра
ООО Историко-Генеалогический Центр «Архивное Дело» считает своим профессиональным долгом и честью максимально подробно, всесторонне освещать историю отечественной коммерческой отрасли, прослеживая связь современных флагманов российской экономики и их выдающихся предшественников. Мы можем составить полную историю не только этих, но и многих других компаний, досконально описав их торговые дела, определив круг их клиентов, установив географию их деятельности, приведя биографические данные их владельцев, партнеров, заказчиков, сотрудников, показав значимость этой компании, ее роль в отечественной истории. И, несмотря на то что эта фирма может оказаться, на первый взгляд, далеко не так известна, как вышеприведенные примеры, в прошлом наверняка найдется нечто, связывающее ее с именами, которые по праву составляют славу и гордость Великой России.
Хорошо известно, что в прежней, дореволюционной России необычайно широко была развита предпринимательская деятельность. На всей территории нашей огромной страны действовали сотни и даже тысячи лавок, магазинов, торговых домов и рядов, фабрик, заводов и прочих видов коммерческих организаций, выпускавших большое количество самой разнообразной продукции.
Но лишь избранные производители удостаивались присвоения им наиболее почетного в Российской Империи знака качества – звания Поставщика Двора Его Императорского Величества. Получение столь высокого статуса, зримо выражавшегося в виде права размещения на вывесках и товарах малого герба, означало не только престиж и серьезную рекламу, но и требовало от негоциантов соблюдения целого ряда условий: добросовестных поставок Двору «по сравнительно малым ценам» товаров или работ собственного производства в течение 8 – 10 лет, участия в промышленных выставках, отсутствия наличия рекламаций (претензий, жалоб) со стороны потребителей и многого другого. Более того, звание Поставщика Императорского Двора присваивалось не предприятию, а его владельцу лично, в случае его смены наследнику либо новому руководителю было необходимо получать этот статус заново, «не иначе как с Высочайшего каждый раз соизволения».
Эта замечательная система, берущая начало с 1824 года, успешно действовала под зорким контролем Министерства Императорского Двора вплоть до революции, после которой абсолютно вся деловая жизнь в России была на долгий период прекращена, а ее мэтры сгинули в водовороте большевистской смуты или бежали в вечное изгнание на чужбину. Но история сохранила верную память о славных традициях отечественного предпринимательства и его выдающихся представителях, ясно дав понять, что такое понятие, как русская торговая марка, или, выражаясь языком современным, бренд, по-прежнему известно, актуально и востребовано, без преувеличения, во всем мире, и особенно – уже в нашей, новой, современной России.
В Российском законодательстве первое упоминание о торговых марках датируется XVII в., 22.04.1667 г. Было принято "Новоторговый Устав", где устанавливались правила о внутренней и внешней торговле, повелевалось обозначать определенные товары клеймом для отграничения российских товаров от иностранных. Кроме этого, клеймо свидетельствовало также об уплате пошлины. В 1774 г. Было принято "Устав о промышленности", который предусматривал обязательное клеймение всех российских товаров особыми фабричными или заводскими знаками.
Первый закон «О товарных клеймах» был принят в России еще в 1830 г. По закону владельцы суконных, шляпных, бумажных и других фабрик обязаны были иметь прочные клейма. Подделка чужого клейма рассматривалась как уголовно наказуемое деяние.
В 1896 году вступает в силу закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках, и клеймах)». Товарными знаками признавались «всякого рода обозначения, которые служили отличием одних товаров от других». Свидетельства на товарные знаки выдавались отделом торговли министерства торговли и промышленности
В этот период стали появляться крупные российские бренды, которые со временем приобрели широкую известность. Среди таких были: «Жорж Борман», «Павелъ Буре», «Смирновъ», «Эйнемъ», «Шустов», «А Ралле и К», Товарищество «Василий Перлов с Сыновьями» и т.д.
Свидетельства на товарные знаки выдавались отделом торговли министерства торговли и промышленности.
История торговых марок: примеры
Эти имена и названия, безусловно, на слуху у каждого нашего образованного, культурного соотечественника:
–
Водка «Смирнов»
–
Основатель одного из известнейших в мире производителей водочной продукции – Петр Арсеньевич (1831–1898) – родился в семье крепостных, проживавших в деревне Каюрово Мышкинского уезда Ярославской губернии. Его отец, Арсений Алексеевич Алексеев, занимавшийся промыслом по «здабриванию кизлярских и ренсковых (рейнских) вин», скопил немалое состояние, благодаря которому получил в 1857 году вольную, а также право именоваться новой фамилией – Смирнов. Переехав с семьей в древнюю столицу, он основал в 1860 году в Замоскворечье свой винный погреб. Петр, поработавший поначалу немного при отце приказчиком, вскоре стал его полноправным преемником. Однако он не желал ограничиваться торговлей, но выпускать собственную водку. Благодаря необычайной энергичности и предприимчивости, а также упразднению в то время в России монополии на изготовление алкогольной продукции Петр Арсеньевич быстро расширил дела – уже в 1863 году он построил на Овчинниковской набережной у Чугунного моста небольшой водочный завод.
Объемы производства расширялись необычайно быстро – так, в 1873 году смирновская продукция прославилась не только на Родине, но и в Европе (тогда она получила почетный диплом Международной промышленной выставки в Вене); в 1877 году, после получения известности в США, она была удостоена права размещения государственного герба, а в 1886 году Петр Арсеньевич был официально объявлен Поставщиком Двора Его Императорского Величества. Кроме того, свои замечательные товары поставлял он и Королю Швеции и Норвегии Оскару II, и лично Его Императорскому Высочеству Великому князю Сергею Александровичу.
Любителями и ценителями смирновских напитков были не только богатые и титулованные особы – настойки и ликеры «Зубров¬ка», «Травничек», «Сухарничек», «Лимонничек», «Малороссийская запеканка», «Спотыкач», «Свежая черешневая», «Листовка», «Мамура» (ликер из ягод Северной Рос¬сии), «Ерофеич» (на двадцати травах) и многие другие были известны каждому русскому человеку. Но особым спросом пользовалось, конечно, его «Столовое вино № 21». Эта замечательная водка, обладающая «питейной мягкостью» и доступной ценой, стала у нас поистине всена¬родным крепким напитком.
Излишне и говорить, что Петр Арсеньевич был одним из известнейших и состоятельнейших людей своего времени, его капитал исчислялся миллионами. Но он никогда не забывал о благотворительности, помощи бедным и нуждающимся – на собственные средства он выстроил одно из зданий Александро-Мариинского женского училища, жертвовал большие суммы, в частности Московской глаз¬ной и Алексеевской психиатрической больницам, Москов¬скому отделению попечительства о слепых и Обществу во¬енных врачей, Иверской общине сестер милосердия и Попечительству о недостаточных ученицах Елизаветинской женской гимназии, а также на реставрацию соборов Кремля и многих других храмов.
Суровые испытания на долю Смирнова выпали в 1895 году, когда правительство приняло решение о возвращении монополии на водку. Вскоре объемы производства его продукции упали в 15 раз, а три года спустя, в 1898 году, сам «король русской водки» слег и скоропостижно скончался. В 1917 году семейная фирма Смирновых была национализирована, а один из сыновей Петра Арсеньевича, Владимир Петрович, эмигрировавший на Запад, продал свои права на знаменитую торговую марку другому эмигранту – Рудольфу Куннету, семья которого до революции была поставщиком зерна для П. А. Смирнова в Москве. Тот, в свою очередь, столкнувшись позднее с серьезными материальными затруднениями, также перепродал права… В результате на сегодняшний день выпуск водки марки Smirnoff практически полностью контролируется британской компанией Diageo. Но русское происхождение легендарного бренда, несомненно, будут помнить всегда.
Шустовский коньяк
–
Николай Леонтьевич Шустов (ок. 1813–1898) происходил из семьи потомственных уважаемых купцов (в далеком прошлом – дворцовых крестьян). В 1863 году он основал в Москве, на Маросейке, компанию «Н. Шустов и сыновья», которая к 1880 году развилась в большой завод с налаженным массовым производством алкогольной продукции, известной практически по всей стране.
Такую славу Николаю Леонтьевичу принесли не только его поразительная целеустремленность и работоспособность, но и блестящие деловые качества. Ему удалось организовать довольно навязчивую и даже агрессивную, но необычайно эффективную рекламную кампанию – нанятые им молодые люди (как правило, студенты) постоянно расхаживали по известным питейным заведениям, требовали водку «Шустов» и, если таковой не оказывалось, устраивали громкие скандалы, причем дело часто доходило и до рукоприкладства. Известно, что подобные методы практиковали и другие производители, например, П. А. Смирнов, однако все это, разумеется, не могло не вызвать в обществе повышенного интереса к шустовской продукции.
Но звездный час Шустовых пробил в 1899 году (уже после смерти Николая Леонтьевича, при его преемнике – старшем сыне, Николае Николаевиче) с приобретением Ереванского, а также Одесского (вскоре – и Кишиневского) коньячных заводов. С помощью привезенных из Франции рецептуры и технологических карт коньячного производства Шустовы выпустили изделия, получившие уже в следующем, 1900 году, Гран-при Всемирной выставки в Париже.
Исконные создатели и природные ценители коньяка были сражены мастерством русских предпринимателей наповал, и Шустовы стали единственным на тот момент в мире нефранцузским виноделом, получившим почетное право печатать на этикетках своей продукции слово “cognac”. Но самая, вероятно, заветная мечта этой семьи, чего она упорно так добивалась, сбылась лишь в 1912 году – они были провозглашены Поставщиком Двора Его Императорского Величества. Их фирменные напитки – «Запеканка», «Ерофеич», «Рижский бальзам», «Рябина на коньяке», «Мандарин».
Стоимость услуги и срок исполнения заказа обсуждается в индивидуальном порядке, с каждым заказчиком.
Звоните прямо сейчас, наш сотрудник предоставит подробную консультацию и расскажет, как начать сотрудничество +7 (495) 943-73-73, +7 (495) 778-86-86 или напишите нам письмо info@arhiv-delo.ru